Упростите текст умоляю!!так чтобы было интересно читать. Свадебные обрядовые песни образуют несколько функциональных групп – прощальные, величальные, комментирующие обрядовые ситуации, сиротские, корильные, из которых ведущее значение принадлежит первым трем. Доминантной функцией прощальных является констатация отделения невесты от прежних возрастного и родственного сообществ (здесь используются многие поэтические мотивы, общие с причетью); сиротских – маркирование социального статуса невесты-сироты (типичный поэтический образ – калина без вершиночки); величальных – выражение магических благопожеланий различным свадебным чинам (для поэтических текстов типично идеализированное изображение величаемых); корильных – реализация продуцирующей функции в смеховой форме; песен-комментариев – обобщение и переведение в символический план действий соответствующей обрядовой сцены (их наиболее характерные поэтические мотивы: разрушение, охота, война, осада, плен; взаимообмен между семьями; соединение жениха с невестой и др.). Некоторые песни (чаще всего величальные) имеют рефрены «Ой, люли люли», «Оре диди да, оре ладо», «Раю, раю».

Манера исполнения свадебных песен свойственна воспроизведению большинства бытующих в местной традиции песенных музыкально-поэтических текстов разных жанров. В комплексе звуковых красок объединяются мягкий тембр, средний и нижний регистры женских голосов, плавное звуковедение, умеренная громкость. Процесс песенной артикуляции жители горнозаводских поселений определяют глаголом петь. Особняком стоят припевки, об исполнении которых говорят величать, иногда – величать и припевать, что означает добавление к величанию припевочки, где перечисляются близкие адресата. В песнях представлены три градации темповой шкалы с преобладанием умеренных и быстрых темпов. Трудно установить сколько-нибудь строгую закрепленность скорости движения за определенной функциональной песенной группой, хотя прощальные и сиротские очевидно тяготеют к умеренным темпам (и это в какой-то мере сближает их с коллективной причетью), тогда как остальным песням свойственно темповое разнообразие.

Координация песен с обрядовым действием осуществляется двумя Первый, предполагающий строгую закрепленность музыкально-поэтического текста за определенным эпизодом обряда (например, прибытия поезда в дом невесты перед венцом, окручивания новобрачной, встречи молодых после венчания и т. д.), в отдельных случаях – за парой функционально тождественных обрядовых ситуаций, типичен для песенных комментариев. Второй характеризуется довольно свободным прикреплением песен к обрядовым действиям. Например, прощальные звучат при подготовке невестиного приданого в период от просватанья до обрученья и в день венца, когда невеста с подругами сидят за столом в ожидании поезда; величальные – на свадебных вечерках и во время многочисленных застолий, в том числе и в доме жениха.

В местной традиции каждой функциональной песенной группе соответствует определенная терминология. По отношению к прощальным, сиротским и комментирующим обряд употребляется термин песня, песенные величания называются припевками или опевáльными песнями, корильные – просмéшными припевками. Местные жители используют также слово припевочка, относящееся к песенке, которая поется после величания и содержит перечисление родных и близких чествуемого участника свадьбы (девушки – для парня, членов семьи – для семейного). В доме невесты все песни исполняются девушками либо женщинами, представляющими ее семью, у жениха песни поются женщинами его рода.

К числу особенностей среднеуральского свадебного музыкального фольклора относится строение многоголосия, основанного на пении в унисон, иногда в октаву – с тонким голосом, с вариантным соотношением мелодических линий.  

Сегодня свадебные причитания и песни в местной традиции активно не бытуют. Некоторые музыкально-поэтические тексты сохраняются в памяти отдельных женщин старшего поколения, причем многоголосные образцы чаще исполняются в виде сольных версий.

1ЛиКа6 1ЛиКа6    3   03.09.2020 15:54    3

Другие вопросы по теме Литература