Упражнение 1. Работа на выбор студента! Изучить поэзию Пушкина (одной группы на выбор): прочитать предложенные
стихи и сделать вывод: в чем её духовный потенциал (душевное благородство и
гармоничность в выражении чувства)?
Группа 1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает
свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К
Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) -
(восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает»,
т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион»,
«Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…»
Упражнение 2. Выпишите из предисловия поэмы метафоры, эпитеты,
метонимию. Какую роль играют эти тропы в создании целостной картины
Петербурга Пушкина?
Для справок (теория литературы):
Метафора – перенос значения слова, основанное на уподоблении одного
предмета (явления) другому по сходству или по контрасту.
Метонимия – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с
других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления
признаки.Эпи́тет – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту
произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также
наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»),
числительным («вторая жизнь»).
Упражнение 3. Работа на выбор студента!
Проанализируйте предложенные образы .
Образ Петра. Каждому из образов поэмы присуща «двуликость». Как проявились
«два лика» Петра в поэме? Выберите из текста поэмы подходящие цитаты.
Образ Невы. Найдите образы, характеризующие изображение разбушевавшейся
Невы. Можно ли в этом случае сказать, что здесь «две Невы»?