Тест
по теме «Поэтические средства создания образа» на примере стихотворения Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».
ВАРИАНТ 2.
Лебедь в стихотворении Н.А.Заболоцкого – воплощение красоты. Образ лебедя-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Точные, ёмкие слова нашёл поэт. Как рисует поэт лебедя? «Высокая лебедь» «головка её шелковиста». Восхищение этой красотой передаётся и другими прилагательными: «белоснежное диво», «крылатое диво». В одном слове целая характеристика. Такое определение, которое ярче представить предмет, называется (1)..
Её глаза – «дивные два аметиста». Такие сочетания – скрытые сравнения - называются (2) . Крылья птицы напоминают царскую мантию, ведь лебедь – царица. Она как бы приподнята над миром. Не случайно эта высота подчёркивается дважды: эпитетом «высокая лебедь» и (3) : «И вся она как изваянье Приподнятой к небу волны».
Заболоцкий называет лебедь дикаркой. Почему? Наверное, она дичится остальных обитателей зоопарка. А может быть, потому, что нам лебедя привычнее видеть в естественном водоёме, а не в… «искусственных водах», как пишет Заболоцкий. (4) «искусственный» здесь употреблён неслучайно. Этот (5) говорит о неживой, бездушной среде.
В первых строфах стихотворения чаще всего встречаются звуки мягкие, нежные, плавные согласные в сочетании с окружающими гласными: ле-ле-лы-лы-ло-ол-ле-ля-ло-ли-лило-оло-ел-еле-ла-ло-лье-лы-ол. Они передают плавность, красоту, торжественность движения лебедя. Такой прием называется (6) . Звуки скр-кр-тр-гр, передающие шум города, металлические звуки столицы, вступают в (7) плавным, мягким, нежным звукам ло-ле-оло-л-н. В бездушном, холодном городе, наполненном металлом (трамваи, мосты), «этаж громоздится на этаж», словно пытаясь задавить друг друга. Такой прием называется (9) . Автор противопоставляет мир лебедя большому городу и обитателям зоопарка. Такое противопоставление называется (8) .
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1. фразеологизмы
2. инверсия
3. эпитет
4. гротеск
5. антитеза
6. контраст
7. аллитерация (звукопись)
8. сравнение
9. гипербола
10. метафора
11. олицетворение