Тест по литературе.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.
Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, лишь отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, не грациозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания ни них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкой утро не стояла неубранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой и не валялись хлебные крошки. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха
В1. Определите разновидность жанра романа, к которому относится произведение Обломова.
В2. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману И.А.Гончарова «Обломов»
В3. С какого художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность, неподвижность жизни героя («Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной».)
В4. Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещения.
В5. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, не грациозные стулья» и др.)
В6. Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность раскрыть характер героя («паутина, напитанная пылью», «нумер газеты С1. Как Вы понимаете слово «обломовщина»?
Актуальна ли «обломовщина» в современном мире?
Почему?
Привести не менее двух аргументов.
(Дать развернутый ответ)
В2. Статья Н.А. Добролюбова, посвященная роману И.А. Гончарова "Обломов" называется "Что такое обломовщина?".
В3. В первом абзаце автор использует художественный прием повторения и параллелизма, чтобы подчеркнуть неизменность и неподвижность жизни героя.
В4. Внутреннее убранство помещения обозначается термином "интерьер".
В5. Гончаров использует метафоры, чтобы описать интерьер кабинета Обломова. Например, "тяжелые, не грациозные стулья" и "запущенность и небрежность" создают образ грубости и неряшливости.
В6. Особо значимый, выделенный элемент художественного образа, раскрывающий характер героя, называется деталью. В данном случае, примером такой детали может быть "паутина, напитанная пылью" или "нумер газеты".
С1. Слово "обломовщина" можно понять как нежелание или неспособность к действию, пассивность и уклонение от ответственности, характерные черты героя Ильи Ильича Обломова. Обломовщина часто ассоциируется с бездействием и проявляется в отсутствии целеустремленности, активности и инициативы.
Обломовщина актуальна и в современном мире, так как существуют люди, которые предпочитают пассивность, комфорт и отсутствие работоспособности. Несмотря на технологический прогресс и возможность автоматизации многих процессов, бездействие и отсутствие стремления к развитию и самосовершенствованию остаются проблемой в обществе.
Аргумент 1: Современный мир предлагает множество возможностей для развития и самореализации, но некоторые люди всё ещё выбирают путь бездействия и апатии. Они предпочитают пассивно проживать свою жизнь, не стараясь достичь высоких результатов или улучшить свое положение.
Аргумент 2: Обломовщина проявляется в современном мире также и в зависимости от технологий. Люди все больше проводят время виртуально, уходя от реальности и откладывая свои занятия и обязанности. Такое поведение ведет к отсутствию активности и утрате внутренней мотивации.
В целом, "обломовщина" остается актуальной проблемой в нашем обществе, и это требует осознания и действий для ее преодоления и поощрения активного образа жизни.