Теоретический материал Творчество «эстрадных» поэтов
В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе «эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках.
В стихах «эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не «винтик», а социально активная личность.
Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а «рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).
Особенности «эстрадной поэзии»:
Тематика творчества: события эпохи, прогресс, научно-техническая революция, гражданский долг человека, современное поколение.
Публицистический пафос поэзии
Эстрадность – направленность на большую аудиторию
Эксперименты в области поэтики.
Авторская песня поэтов-бардов
Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами-бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни-рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи ‒ следствие перемещения духовно-нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов-бардов были: Юрий Визбор (1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава, В. Высоцкий.
Песни В. Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, альпинисты, моряки, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Сам В. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью». Лирический герой Высоцкого – бунтарь, мятежник. Но этот мятеж больше направлен против несовершенства жизни вообще – старости, смерти, забвения. Он говорит от лица людей сломленных и бунтующих, сильных и слабых; от лица рабочих, спортсменов, солдат, заключенных, моряков, альпинистов, милиционеров, крестьян. Каждая отдельная песня Высоцкого - монолог, в полном объеме его поэзия – хор голосов. В песнях Высоцкого в первую очередь внимание уделяется тексту и содержанию, а не форме.
«Для меня авторская песня – это прежде всего стихи. Поющий поэт», ‒ так сам автор определяет специфику жанра. Песни Окуджавы философичны и глубоки. Основные черты его песни: задушевность, человечность, естественность. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь. Успех песни: автор обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Б. Окуджаву часто называют романтиком: ведь он преображает мир. Главные темы его творчества: любовь, вера, надежда, верность, милосердие, дружба.
Выполнить задания:
Заполните Диаграмму Венна (отметьте характерные черты авторской песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы и их общие черты)
Прочитать стихотворение (авторская песня) Б. Окуджавы «Давайте восклицать» и ответить на вопросы.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
тем более, что жизнь короткая такая.
Вопросы по авторской песне:
Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного художественно – музыкального произведения?
Выпишите из текста песни ключевые слова, в которых заключается основная мысль.
Выпишите из текста песни глаголы, используя стилистический прием «градация» (выписать глаголы по возрастающей значимости).
Домашнее задание: составить кластер с ключевым словосочетанием «Эстрадная поэзия»