Есенин единственный среди русских великих лириков поэт , в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт :«Чувство родины основное в моем творчестве». Например в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне , что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен , но и потому ,что каждый русский человек хоть однажды переживал те же чувства , что и Есенин , что этот поэт выразил национальный характер. Родина и природа для поэта не просто однокоренные слова- это неразрывные понятия. Природа олицетворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями «Сыпь ты , черемуха, снегом, / Пойте вы , птахи, в лесу» ; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой пустырь» ; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?». Есенин находит звуковые образы, которые озвучивают его сюжеты «стозвонный». Этот неологизм усиливает звуковое впечатление. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина «Звонкой позолотой взвенивает лес» «Поет зима – аукает…». В звуковых образах воспринимаются цветовые зрительные явления «В роще по березкам / белый перезвон» ; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя». В поэзии Есенина природа ощущается в движении, одно явление природы он мог передать через другое :«Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом» . Образ крестьянской деревенской Руси , мира, покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, характерен для раннего периода творчества поэта. О такой России Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). В нем описывается дорогая сердцу поэта русская природа , чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Русская природа , этот «таинственный» и «древний» мир, кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Сказки пугают, но они хороши тем , что в них «ложь». Есенин говорит о любви к своей «кроткой родине». Он не удивляется, не гадает, какая ее ждет доля, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси .Для лирического героя Есенина Русь - всеобъемлющее понятие , особый патриархальный крестьянский мир. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик Руси и тогда , когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в несказанное , синее, нежное. Если в ранних произведениях Есенина пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость ,умиротворение ,то в более позднем творчестве поэта настроение меняются, а образ горячо любимой России осложняется меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения нашли отражения в поэмах «Иорданская голубица» ,«Небесный барабанщик», «Инония». Есенин встретил революцию с надеждой о превращении России в Крестьянскую Республику. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920) появляется мотив одиночества , прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру , обреченному на умирание. Я последний поэт деревни, За прощальной стою обедней Скромен в песнях дощатый мост, Кадящих листвой берез… Это стихотворение полно горестных предчувствий о том , что вместе с прежним укладом замолкнут навеки песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт деревни» Есенин пишет 3 стихотворения : «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Русь советская» (1924). Тематически все 3 стихотворения: близки на смену прежней патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ «железного гостя» ,«железной рати» . Часы старого патриархального мира сочтены . Казалось бы, поэт понимает, что преобразования необходимы. но сердцем душой он тоскует о прежнем , безвозвратно уходящем мире. Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после 8 лет отсутствия («Русь советская»). На месте отчего дома зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствуя себя иностранцем ,«пилигримом угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь подрастает новое поколение. У него иные эстетические и духовные и этические ценности. Он готов заложить душу «октябрю и маю» ,но в обмен на свободу творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный поэтический дар направит не на восхваление новой бездуховной жизни, а по-прежнему воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность , принимая все , спокойно встретить свою смерть ,неотделимую от конца его мира: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть.