Тема: А.А. Фет. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. Рабочий лист I. В чем своеобразие изображения природы в лирике Фета.
"Я пришел к тебе с приветом ..." (1843)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что́ буду
Петь, — но только песня зреет.
Как вы думаете, кому поэт хочет "рассказать" о своих впечатлениях?
Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
Какие это чувства?
Почему от реалий природы чувства поэта устремляются к творчеству?
Природа важна для Фета не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Докажите этот тезис.
"Это утро, радость эта..." (1881)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Какие предметы создают картину весны?
Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
краски
звуки
запахи
Каким чувством проникнуто стихотворение?
В чем состояние природы созвучно состоянию человека?
Почему поэт переживает "ночь без сна"?
Какой характер придают стихотворению его "безглагольность" и многочисленные анафоры (анафора – единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы)?
Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Вывод (какое значение имеет природа в стихах Фета?)
II. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета.
"Одним толчком согнать ладью живую..." (1887)
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
Разделите стихотворение на смысловые части и прокомментируйте ключевые образы и мысли каждой части
О каких избранного певца говорится в стихотворении?
Докажите, что удел поэта -- понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли
Какой символический смысл заключен в стихотворении?
Вывод (для чего, по Фету, нужно искусство, поэзия в частности?):
III. Любовная лирика Фета.
"Шепот, робкое дыханье..."
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Какое чувство является в стихотворении доминирующим?
Меняется ли настроение по ходу текста?
Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний?
Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?
Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
Найдите слова, передающие краски и звуки.
Как они понять чувства лирического "я"?
Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе -- зрительно?
Вывод (как передаётся чувство любви в лирике Фета, как это созвучно его философии красоты?):
Какие противоречивые чувства владеют душой лирического героя? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой--второй строф?
Изменилось ли настроение в третьей--четвертой строфах?
Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах "веровать" и "верить"?
Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
Что изменилось в отношении лирического героя к жизни, когда "много лет "?
Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
1. Кому поэт хочет "рассказать" о своих впечатлениях?
В стихотворении "Я пришел к тебе с приветом..." А.А. Фет хочет "рассказать" свои впечатления о природе своей возлюбленной. Обращаясь к ней, он описывает в своих стихах пробуждение природы, что говорит о его внимании и любви к ней.
2. Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
На первом плане стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..." находятся чувства человека, а не описание природы. Поэт рассказывает о своей любви и преданности, о том, что он снова хочет прийти к возлюбленной и служить ей. Он описывает свои эмоции и желание петь, что делает основной акцент на человеческом внутреннем мире.
3. Какие это чувства?
Чувства, которыми проникнуто стихотворение "Я пришел к тебе с приветом..." А.А. Фета, - это любовь, преданность, счастье и радость. Поэт описывает свои эмоции встречи с возлюбленной и готовность служить ей. Эти чувства наполняют его стихи и создают особую атмосферу в стихотворении.
4. Почему от реалий природы чувства поэта устремляются к творчеству?
От реалий природы чувства поэта устремляются к творчеству, потому что Фет видит в природе источник красоты, который вдохновляет его на создание поэзии. Природа становится источником прекрасного, как внешний стимул к творчеству и отражение его внутреннего мира.
5. Докажите этот тезис.
Природа важна для Фета не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. В стихотворении "Я пришел к тебе с приветом..." он описывает пробуждение природы и свое волнение перед ее красотой, которая вызывает желание творить. Поэт видит связь между природой и любовью, между внешним и внутренним миром.
6. Какие предметы создают картину весны?
В стихотворении "Это утро, радость эта..." А.А. Фет описывает различные предметы, которые создают картину весны. Среди них: солнце, лес, птицы, ветер, листья, капли, ивы, березы, горы, долы, мошки, пчелы, зори. Все эти предметы символизируют пробуждение природы и жизни.
7. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
В стихотворении "Это утро, радость эта..." А.А. Фет описывает краски, звуки и запахи, которые характерны для весны. Краски: синий, пурпур розы, отблеск янтаря. Звуки: трели соловья, крики, пения птиц, говор вод. Запахи: мощь дня и света, запахи цветов. Все эти элементы создают ассоциации с весенней природой и ощущение жизни.
8. Каким чувством проникнуто стихотворение?
Стихотворение "Это утро, радость эта..." А.А. Фета проникнуто чувством радости и восторга. Поэт описывает пробуждение природы и передает свои положительные эмоции. В стихотворении чувствуется эйфория и ликование.
9. В чем состояние природы созвучно состоянию человека?
Состояние природы в стихотворении "Это утро, радость эта..." А.А. Фета созвучно состоянию человека, потому что они оба выражают рад