Показывает ли автор какую-либо разницу во внешнем облике Остапа и Андрия на первых же страницах повести? Выясняется, что индивидуализированных портретов пока нет. Перед Тарасом стоят просто «два дюжих молодца» , смотрящих исподлобья, «крепкие, здоровые лица которых покрыты первым пухом волос» , еще ни разу не тронутых бритвой. И Остап, и Андрий предстают как воплощение молодости, здоровья, силы.
Затем внимание читателей привлекается к выразительной зарисовке братьев перед тем, как они сядут на коней: «Бурсаки вдруг преобразились, - пишет Гоголь. - На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковками; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их» .
Обращаем внимание на богатство и разнообразие красок, на то, как этот пышный, блестящий и как бы пригнанный во всех деталях наряд оттеняет юношеские лица, являясь для них великолепной рамой: «Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Вместе с автором мы невольно любуемся и восхищаемся Остапом и Андрием. Они действительно оба хороши собой, оба в одинаковой степени. Ни одному из них мы не отдаем пока предпочтения. После этого предлагаем вопрос: Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? Оказывается, уже во время встречи с отцом мы можем говорить о некотором различии в их характерах. Остап не может равнодушно стерпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика, хотя бы им оказался и родной отец.
Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?». Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?») , называет «мазунчиком» . Мать обнимает младшего сына, не желая, чтобы он принял вызов отца. Просим читателей подумать, какие чувства могли волновать Андрия в этот момент. Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Мнения читателей разделяются. Одни спешат осудить Андрия: «Аидрий побоялся» , «он был трус» ; «Андрий стоял и молчал, так как он был очень хитер» ; «Андрий не посмел драться с отцом, так как был очень избалован» . Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники отмечают большую воспитанность Андрия, его более мягкий нрав: «У него был более мягкий, ласковый характер» ; «Андрий был более вежлив с отцом» ; «Мне кажется, что Андрий просто не захотел биться с отцом, может быть, потому, что он хотел сначала поздороваться с родителями. Он был, наверное, просто более вежлив, чем Остап ». Встретился и такой ответ: «Я думаю, что Андрий был умнее Остапа» .
С обвинением Андрия в трусости нельзя согласиться. Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Он смущен, ему явно неприятно, что вид его смешон, в нем ощущается настороженность, в том, как он смотрит на отца-молчаливый упрек, выражение лица замкнутое, непроницаемое. Может быть, и действительно драка в момент встречи кажется Андрию неуместной. Да и поднять руку на отца даже в шутку для него невозможно. Остап и Тарас - натуры близкие, родственные, думают и чувствуют во многом одинаково; но Андрия многое отдаляет от отца, и он не может позволить себе с ним такой фамильярности, как даже шутливая рукопашная. Его всегда что-то словно сковывает перед отцом. Вероятно, Андрий понимает, что Тарас далеко не все в нем одобрил бы. Как правило, ум Остапа все не ставят под сомнение: «Он умный и сильный, догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап догадался, что отец сделал это в шутку и др
Показывает ли автор какую-либо разницу во внешнем облике Остапа и Андрия на первых же страницах повести? Выясняется, что индивидуализированных портретов пока нет. Перед Тарасом стоят просто «два дюжих молодца» , смотрящих исподлобья, «крепкие, здоровые лица которых покрыты первым пухом волос» , еще ни разу не тронутых бритвой. И Остап, и Андрий предстают как воплощение молодости, здоровья, силы.
Затем внимание читателей привлекается к выразительной зарисовке братьев перед тем, как они сядут на коней: «Бурсаки вдруг преобразились, - пишет Гоголь. - На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковками; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их» .
Обращаем внимание на богатство и разнообразие красок, на то, как этот пышный, блестящий и как бы пригнанный во всех деталях наряд оттеняет юношеские лица, являясь для них великолепной рамой: «Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Вместе с автором мы невольно любуемся и восхищаемся Остапом и Андрием. Они действительно оба хороши собой, оба в одинаковой степени. Ни одному из них мы не отдаем пока предпочтения. После этого предлагаем вопрос: Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? Оказывается, уже во время встречи с отцом мы можем говорить о некотором различии в их характерах. Остап не может равнодушно стерпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика, хотя бы им оказался и родной отец.
Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?». Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?») , называет «мазунчиком» . Мать обнимает младшего сына, не желая, чтобы он принял вызов отца. Просим читателей подумать, какие чувства могли волновать Андрия в этот момент. Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Мнения читателей разделяются. Одни спешат осудить Андрия: «Аидрий побоялся» , «он был трус» ; «Андрий стоял и молчал, так как он был очень хитер» ; «Андрий не посмел драться с отцом, так как был очень избалован» . Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники отмечают большую воспитанность Андрия, его более мягкий нрав: «У него был более мягкий, ласковый характер» ; «Андрий был более вежлив с отцом» ; «Мне кажется, что Андрий просто не захотел биться с отцом, может быть, потому, что он хотел сначала поздороваться с родителями. Он был, наверное, просто более вежлив, чем Остап ». Встретился и такой ответ: «Я думаю, что Андрий был умнее Остапа» .
С обвинением Андрия в трусости нельзя согласиться. Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Он смущен, ему явно неприятно, что вид его смешон, в нем ощущается настороженность, в том, как он смотрит на отца-молчаливый упрек, выражение лица замкнутое, непроницаемое. Может быть, и действительно драка в момент встречи кажется Андрию неуместной. Да и поднять руку на отца даже в шутку для него невозможно. Остап и Тарас - натуры близкие, родственные, думают и чувствуют во многом одинаково; но Андрия многое отдаляет от отца, и он не может позволить себе с ним такой фамильярности, как даже шутливая рукопашная. Его всегда что-то словно сковывает перед отцом. Вероятно, Андрий понимает, что Тарас далеко не все в нем одобрил бы. Как правило, ум Остапа все не ставят под сомнение: «Он умный и сильный, догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап догадался, что отец сделал это в шутку и др