Стадия изучения и осмысления 1. Повторим материал по биографии В. Ф. Тендрякова. (письменно)
ответь на во Сколько было лет Тендрякову, когда он ушел на фронт?
2. Какой институт он закончил?
3. Назовите основные темы его произведений?
4. Что является основой написания рассказа «Хлеб для собаки»?
5. От чьего лица описаны события в рассказе «Хлеб для собаки»?
6. Какие трагические события описаны в рассказе?
2. Знакомство с исторической справкой.
Прочитайте дополнительный материал:
Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода хоронили в строгой секретности.
За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс. выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан.
По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. человек.
1932 г . – вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна.
1933 г . – вывезено 10 млн. центнеров зерна.
7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который гласил: «Применять в качестве судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества…». За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. человек, 2 тыс. расстреляны.
За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.
Памятники жертвам политических репрессий. Казахстан. Астана. Караганда.
Карта депортации народов СССР.
3. Работа со словарём (запишите в тетрадь определения ключевых слов).
Совесть - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
Геноцид – политика истребления населения по расовому, национальному или религиозному мотивам.
4. ответьте на во предложения, письменно):
В.Ф. Тендряков написал рассказ «Хлеб для собаки» в конце 60-х годов столетия, и только в 1988 году, уже после смерти автора, рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».
Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет? Обратите внимание на время действия (1933 год).
5. Обратите внимание, что в рассказе противопоставлены два мира: привокзальный скверик, где валялись и умирали люди, и поселок, в котором «шла нормальная жизнь». И эти два мира сталкиваются в душе главного героя рассказа.
6. Анализ эпизодов и во над которыми надо подумать: (устно, но во могут быть в Сор и СОч)
- Испортило ли Володю то, что он был «сытым»?
- Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом «наотрез отказался брать в школу завтраки»?
- Как вы поняли, почему одноклассники без благодарности отнеслись к попытке Володи накормить их?
- Как вы думаете, почему Володю больше, чем смерть, потряс «тихий уличный» случай с разлитым молоком?
Рефлексия: Нужны ли такие произведения сегодняшнему читателю?
Какие открытия вы сделали, прочитав и изучив произведение В.Ф.Тендрякова?