Срешением теста
тест. сюжет и композиция произведения
1 найдите понятие, не описывающее типологическую схему сюжета:
а) кумулятивный сюжет;
б) авантюрный сюжет;
в) циклический сюжет.
2 схема: потеря – поиск – обретение лежит в основе:
а) кумулятивного сюжета;
б) сюжета воспитания;
в) циклического сюжета.
3 сказка, реализующая кумулятивный сюжет:
а) «теремок»;
б) «царевна-лягушка»;
в) «лиса и волк».
4 повтор наиболее значимых ситуаций в сказке «курочка ряба» связан:
а) с необходимостью внести уточнения и изобразить ситуацию более детально;
б) с желанием более комплексно передать психологию героев;
в) с совмещением в индоевропейских эпических произведениях разных типологических сюжетных схем.
5 какой принцип сцепки эпизодов не разрушает кумулятивную схему сюжета:
а) нисходящая или восходящая градация;
б) последовательное развитие новых ситуаций на основе выбора и поступка;
в) разрушает любой; кумулятивный сюжет возможен лишь при нагромождении разномастных образов.
6 найдите персонажа, смысловое содержание которого ограничено сюжетной функцией:
а) илья муромец;
б) лиза (из повести карамзина);
в) барон (из «скупого рыцаря»).
7 укажите произведение, в котором герои являются персонификациями определенных качеств:
а) «медный всадник»;
б) «севастополь в августе 1855 года»;
в) «лиса и волк».
8 илья муромец, святогор, алеша попович:
а) герои сюжетов с вегетативной схемой;
б) герои сюжетов с солярной схемой;
в) сказочные герои.
9 садко и древнегреческую персефону объединяет:
а) они персонажи былинного эпоса;
б) они персонажи сказочного цикла;
в) они персонажи циклических сюжетов с вегетативной схемой.
10 найдите ряд произведений, сюжеты которого относятся к одной типологической сюжетной схеме:
а) «теремок», «репка», «колобок»;
б) «царевна-лягушка», «теремок», «курочка ряба»;
в) «курочка ряба», «повесть о шемякином суде», «старосветские помещики».
11 если в произведении при организации речи используется повествователь, то такое произведение относится:
а) к эпическому роду;
б) к лирическому роду;
в) к драматургии.
12 найдите различие понятий «повествователь» и «рассказчик»:
а) повествователь говорит от лица автора, рассказчик – от лица героя;
б) повествователь используется в эпике, рассказчик – в лирике;
в) повествователь не участвует в рассказываемой , рассказчик – включенный наблюдатель.
13 от лица рассказчика выстроена речь:
а) «ночь перед рождеством» гоголя;
б) «жизнь человека» леонида андреева;
в) «кадиш» александра галича.
14 от лица повествователя выстроена речь:
а) «слово о погибели земли»;
б) «скупой рыцарь» пушкина;
в) «севастополь в мае 1855 года» толстого.
15 примером героя-трикстера является:
а) владимир красное солнышко;
б) илья муромец;
в) соловей-разбойник.
тест. жанры и стили.
1 найдите пример канонического жанра:
а) роман;
б) лирическая поэма;
в) новелла.
2 найдите пример неканонического жанра:
а) рассказ;
б) эпическая ;
в) ода.
3 найдите ряд, в котором упоминаются исключительно драматургические жанры:
а) трагедия, водевиль, интермедия;
б) комедия, драма, сатира;
в) фарс, монодрама, эпиграмма.
4 найдите ряд, в котором упоминаются исключительно эпические жанры:
а) повесть, водевиль, рассказ;
б) притча, басня, эпиграмма;
в) анекдот, эпопея, роман.
5 найдите ряд, в котором упоминаются исключительно лирические жанры:
а) ода, песня, эклога;
б) элегия, , поэма;
в) стансы, сонет, хайку.
6 драматургический жанр, в котором конфликт носит неразрешимый характер:
а) водевиль;
б) трагедия;
в) фарс.
7 лирический жанр, выстроенный вокруг эмоции восхищения и парения:
а) идиллия;
б) лирическое послание;
в) ода.
8 эпический жанр, обратно-симметричной структурой и выстроенный вокруг испытания героя:
а) роман;
б) новелла;
в) повесть.
9 «кусок из жизни»; жанр, стилистической всеядностью, постоянно меняющийся - это:
а) роман;
б) эпос;
в) ирои-комическая поэма.
10 с кем из перечисленных ниже фигур связана реформа стихосложения:
а) антиох кантемир;
б) михаил ломоносов;
в) александр пушкин.
11 найдите ряд, перечисляющий трехсложные силлабо-тонические размеры:
а) дактиль; амфибрахий, хорей;
б) дактиль; амфибрахий, анапест;
в) дактиль, анапест, трехиктовый дольник.
12 конфликт чувства и долга, в котором долг всегда одерживает верх связан:
а) возрождение;
б) романтизм;
в) классицизм.
13 найдите произведение, созданное романтической манере:
а) «бедная лиза» карамзина;
б) «кавказский пленник» пушкина;
в) «старосветские помещики» гоголя.
14 найдите произведение, созданное в манере модернизма:
а) «жизнь человека» леонида андреева;
б) «рассказы о ленине» м. зощенко;
в) «чапаев и пустота» в. пелевина.
15 изображение героя в рамках исполняемых героем служебных обязанностей, в производственном процессе характерно:
а) для классицизма;
б) для соцреализма;
в) для постмодернизма.
Ответ: б) авантюрный сюжет.
Обоснование ответа: Кумулятивный и циклический сюжеты являются типологическими схемами сюжета, которые подразумевают развитие и повторение определенных ситуаций или событий. Авантюрный сюжет отличается тем, что основное внимание уделяется приключениям и неожиданным событиям, а не повторению или развитию одних и тех же ситуаций.
2. Схема: потеря – поиск – обретение лежит в основе:
Ответ: б) сюжета воспитания.
Обоснование ответа: Схема потери – поиска – обретения отражает процесс роста и развития главного героя, его стремление найти или понять что-то важное, что в конечном итоге приводит к положительным изменениям. Такие сюжеты часто связаны с темой воспитания и самоопределения.
3. Сказка, реализующая кумулятивный сюжет:
Ответ: а) «теремок».
Обоснование ответа: В сказке "теремок" главные герои поочередно входят в теремок, помогают друг другу и образуют кумулятивную цепь событий. Каждый новый герой увеличивает количество предыдущих героев, что является характерным признаком кумулятивного сюжета.
4. Повтор наиболее значимых ситуаций в сказке «курочка ряба» связан:
Ответ: в) с совмещением в индоевропейских эпических произведениях разных типологических сюжетных схем.
Обоснование ответа: В сказке "курочка ряба" повтор наиболее значимых ситуаций связан с совмещением разных типологических сюжетных схем. Например, в этой сказке можно наблюдать элементы кумулятивного сюжета (последовательное увеличение числа животных, принявших участие в спасении курочки) и сюжета поиска (поиски курочки рябы, ее нахождение и спасение).
5. Какой принцип сцепки эпизодов не разрушает кумулятивную схему сюжета:
Ответ: б) последовательное развитие новых ситуаций на основе выбора и поступка.
Обоснование ответа: Последовательное развитие новых ситуаций на основе выбора и поступка не разрушает кумулятивную схему сюжета. В этой схеме событийные эпизоды накапливаются и дополняют друг друга, постепенно ведя к основному разрешению сюжета.
6. Найдите персонажа, смысловое содержание которого ограничено сюжетной функцией:
Ответ: б) лиза (из повести карамзина).
Обоснование ответа: В отличие от Ильи Муромца и барона, персонажа Лиза из повести Карамзина можно назвать персонажем, смысловое содержание которого ограничено сюжетной функцией. Лиза не имеет глубоко проработанного характера и представляет собой скорее символ, чем самостоятельную личность.
7. Укажите произведение, в котором герои являются персонификациями определенных качеств:
Ответ: а) «медный всадник».
Обоснование ответа: В произведении "медный вс