Образы Хлестакова и Чичикова принято считать ипостасями нечистой силы, что соответствует гоголевской дефиниции черта как некоего усредненного существа, которое может с легкостью менять свои мысли и обличья, приноравливаясь к окружающим людям и обстоятельствам, но тем не менее всегда оставаясь плос ким, пошлым и обезьяноподобным существом. В «Братьях Карамазовых» , там, где речь идет о кошмаре Ивана, Достоевс ким была высмеяна этика черта: тот рассказывает Ивану, что ему самому ремесло нечистого смертельно надоело, но он остается ему верен исключительно из чувства долга! Обывательская этика черта имеет своим идеалом семипудовую купчиху, спокойную и толстую, ставящую свечку Богу, и за этот идеал черт согласен отдать всего себя с потрохами, отдать все свои титулы и честь единственно за возможность превратиться в такую купчиху. Эту мысль Достоевского можно прямо связать с этикой и устремления ми подавляющего большинства членов писательского сообщества, выведенного Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» . Свое образная этика присуща и нечистой силе, действующей в этом романе и на справедливые, на первый взгляд, поступ ки. Благодаря таланту писателя образы Воланда и его подручных выглядят яркими, вызывающими даже симпатию у читателя, сле дящего за их похождениями с неслабеющим интересом.