Составьте план статьи. души печорина раскрывается через конкретные эпизоды, имеющие отношение не к его служебной или социальной сфере, но к родовым свойствам человека и интимным сторонам частной жизни (любовь, дружба, испытание воли, личная храбрость). читатель всюду наблюдает, как проявляются человеческие качества печорина и при этом намеренно отодвинуты социально-общественные функции личности (дворянин, светский человек, офицер). характер печорина дан сложившимся и с устойчивым мироотношением. из жизненного опыта герой вынес скептическое отношение к действительности и к окружающим людям. всюду он видит одну и ту же банальность, тривиальность, но продолжает гоняться за жизнью, каждый раз думая, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства и обогатит его ум. искренне отдаваясь новому влечению, он, однако, включает рассудок, уничтожающий непосредственное чувство. скепсис печорина становится как бы абсолютным: важна не любовь, не правда и искренность чувства — власть над женщиной. любовь для него не поединок равных, но подчинение себе. он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права». точно так же он не к дружбе, ибо не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом». с вернером он сохраняет дистанцию в отношениях. свою отстраненность он дает почувствовать и максиму максимычу, избегая дружеских объятий. свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для печорина принципом жизненного поведения. она влечет героя к новым и новым впечатлениям. он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу. при этом герой испытывает не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности. конечной целью жизненной активности становится познание смысла действительности и своей личности. эта устремленность к высшим целям выделяет печорина из среды, сообщает масштабность его личности и характеру. однако опыты печорина каждый раз демонстрируют ему бессмысленность бытия и роковую неопределенность цели его жизни. ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. отсюда вырастает мысль о смерти как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределенного круговращения. в итоге печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. великое предназначение, уготованное ему, необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но обернулись страданием и мукой. он мужественно несет этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьезный смысл своему пребыванию в мире. вот эта непримиренность печорина с самим собой, со своей долей свидетельствует о неуспокоенности и значительности его личности. в романе сообщается о новой попытке найти пищу для души — печорин отправляется на восток. его развитое критическое сознание обращено к сущностным проблемам жизни человека и мира. оно не завершилось и не обрело гармоничной цельности. лермонтов дает понять, что в россии печорин обречен на прежнее состояние. путешествие в экзотические, неведомые страны также мнимо, ибо убежать от себя герой не может. в души дворянского интеллигента середины xix века изначально заключена двойственность: сознание личности ощутило свободу воли как непреложную ценность, но приняло болезненные формы, личность противопоставила себя окружающему и столкнулась с такими внешними обстоятельствами, которые рождали скучное повторение норм поведения, сходных ситуаций и ответных реакций на них в отчаяние, обессмыслить жизнь, иссушить ум и чувства, подменить непосредственное восприятие мира холодным и рассудочным, вынести из всего этого горького опыта лишь отрицательный взгляд на мир. к чести печорина, он ищет в жизни положительное содержание, верит, что оно есть и только ему не открылось, сопротивляется негативному жизненному опыту и надеется на то, что его души обогатится и обретет к свежему и здоровому восприятию бытия. в этом побудительном мотиве, относящемся в большей мере к читателю романа, чем к его герою, и состоит то духовное завещание, которое передано нам лермонтовым.