СОСТАВИТЬ ТЕЗИСЫ
2. Соотнести полученную информацию со словами В. Шаламова:
« Писатели - судьи времени, а не подручные.»
1. Лекция ( составить тезисы)
Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов.
Максимилиан Волошин
Тридцатые-сороковые годы XX столетия — один из самых драматичных периодов в истории СССР. Если характеризовать его по данным средств массовой информации тех лет, то этот период будет выглядеть исключительно как время небывалого мужества и героизма, успехов социализма и всеобщего подъёма жизни советского общества. Строительство фабрик, заводов, магистралей, железных дорог и электростанций, достижения советских лётчиков и полярников, успехи учёных — основоположников современной космонавтики Константина Циолковского и Сергея Королёва, авиаконструктора Алексея Туполева и генетика Николая Вавилова, физиков Льва Ландау и Петра Капицы естествоиспытателя и мыслителя Владимира Вернадского, а также многих- многих друг их — всё
это, конечно же, было на самом деле и, действительно выходу страны на новые рубежи производства, науки и техники. Но эти годы остались в истории и как период сложнейшего перелома, тоталитаризма и массовых репрессий. Незаконные аресты, ссылки, расстрелы, ложь и подозрительность доносы и предательство, всеобщий страх и массовый голод — к сожалению, это тоже признаки того времени.
Процессы, происходившие в жизни, оказывали большое влияние и на развитие литературы этого периода.
Многие художники слова свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья, и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов.
· Так продолжала формироваться «новая революционная мораль», которая становилась прочным основанием для репрессий, воспитывала сторонников и исполнителей кровавого террора, царившего в стране в это десятилетие и в тех или иных, более «мягких», формах проявляющего себя и десятилетия спустя.
Своё представление о художественной правде Л. В. Луначарский, бывший в 1917-1929 гг. наркомом сформулировал так: правда «не похожа на себя самоё, она не сидит на месте, правда летит... и нужно видеть её именно так, а кто не видит её так — тот реалист буржуазный и потому — пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор и, во всяком случае, вольный или невольный контрреволюционер и предатель...»
И те, кто стоял у руля тоталитарного государства, делали всё, чтобы эти представления были не господствующими, но и единственно воплощаемыми в искусстве. 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Были ликвидированы существовавшие тогда разрозненные литературные организации. Тоталитарная система требовала единообразия и единомыслия во всём, насаждала господствующую в ней систему ценностных ориентации с приклеивания ярлыков», открытой травли тех, кто думал и писал по-иному.
Литература должна была стать «колесиком и винтиком» в гигантском механизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот не коснулся тех, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи. Те же, кто остался на родине,
кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми.
Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный
художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе и своему мастерству в главном.
Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек, который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.