Составит план уже тысячу лет назад никто на руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. они передавались от предков вместе с обычаями и , с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев. была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. где тайна этого всевластия? она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни человека. по этой же причине мир и быт крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.былины (от слова «быль») — произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.действие былин происходит в киеве, в просторных каменных палатах — гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях новгорода, на мосту через волхов, в разных концах новгородской земли, в других городах: чернйгове, ростове, муроме, галиче.русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из варяг в греки»: из варяжского () моря в неву-реку по ладожскому озеру, по волхову и днепру. певцы воспевали широту земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов: высота ли, высота поднебесная, глубота́, глубота́ океан-море, широко раздолье по всей земле, глубоки омуты днепровские.сказители знали и о далеких землях: о земле веденецкой (скорее всего, венеции), о богатом индийском царстве, царьграде, разных городах ближнего востока.множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. в них рассказывается об устройстве первых городов. за городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не , пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. лишь позднее города обстроились незащищенными «лригородками».хороший конь был в большом почете на руси. заботливый владелец холил его, знал ему цену. один из былинных героев, иван — гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетием бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «лошадь пашет, конь под седлом». верный конь своего хозяина об опасности — ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. нарядна одежда героев. даже на оратае микуле нерабочая одежда — рубаха и порты, как бывало в действительности: у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него чёрна бархата.это не выдумка, а реальность праздничного быта. подробно говорится о конской и ладьях-кораблях. певцы стараются не упустить ни одной сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. людям xxi века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. кто они, богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают? илья муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. ему неведом страх перед загородившим проезд соловьем-раз- бойником. это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. северо-восточную русь с владймиром, суздалем, рязанью, муромом некогда отделяли от приднепровья со стольным киевом и прилегающими землями дремучие леса. лишь в середине xii столетия через лесные дебри проложили дорогу — с оки к днепру. до этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья волги, а оттуда — к днепру и по нему — к киеву. однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной — на ней грабили, илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. в былине развита мысль о едином сильном государстве навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов
хех не кто не пишет