Составить план!
Социально-психологические романы Тургенева и Гончарова
Важное место начинает занимать социально-психологический роман, расцвет которого во второй половине XIX в. предопределил славу русской реалистической прозы. В то время принципы натуральной школы переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев). Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики профессионализмы и диалектизмы.
Крупнейшие фигуры в русской литературе середины XIX в. — писатели И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, драматург А.Н. Островский, поэты Н.А. Некрасов, А.А. Фет.
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1884) во многом было обусловлено идеями либерально-дворянского сыгравшего важную роль в развитии русского литературного реализма. Среди ранних произведений Тургенева самым значительным являются «Записки охотника» (1847—1852). Впервые в литературе героем стал народ и его нужды. Эта книга сделала Тургенева одним из ведущих авторов в русской литературе и принесла ему мировую известность. В некрасовском «Современнике» были опубликованы повесть «Муму», романы «Рудин» и «Дворянское гнездо». Так, вновь в русской литературе возникает тема «лишнего человека», понимающего всю несправедливость окружающего мира, но не желающего что-то сделать для его исправления, осознается необходимость ухода дворянской интеллигенции с исторической арены.
На рубеже 1840—1850-х годов в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Первым из русских писателей Тургенев отразил в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». Он показал неизбежность исторического конца дворянского сословия, отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либералов и ре- волюционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям. В своих романах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оправданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
Прекрасны созданные Тургеневым женские образы, картины природы, которые становятся одним из главных средств характеристики персонажей. Тургенев — непревзойденный стилист, мастер русского языка, сумевший соединить литературный язык с богатством народной речи.
1870-е годы для писателя — это период сомнений и разочарований. Результатом его размышлений стал роман «Новь». В нем, как и в своих стихотворениях в прозе («Порог»), Тургенев становится на сторону народничества. В это время он живет в Париже, общается с Флобером, Золя, братьями Гонкурами, пользуясь репутацией крупнейшего писателя-реалиста, мастера психологического анализа. Его творчество оказало огромное влияние не только на русский, но и на западноевропейский роман второй половины XIX в.
Первый роман Ивана Александровича Гончарова (1812—1891) «Обыкновенная история» (1847) по характеру критического изображения действительности, анти- дворянской направленности, по особенностям реалистического письма, вниманию к бытовым описаниям, портретным зарисовкам тесно примыкал к произведениям писателей натуральной школы.
В 1852—1854 гг. Гончаров участвовал в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Он побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. Впечатления от путешествия составили цикл очерков «Фрегат Паллада». В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии, проникновение современной цивилизации в патриархальный мир Востока. Второй роман Гончарова, «Обломов», ставший вершиной его творчества, был опубликован накануне крестьянской реформы и отразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. Глубокие социальные обобщения писателя сделали понятие «обломовщина» нарицательным. Третий роман Гончарова — «Обрыв» (1869), показывающий идейный кризис, смятение в среде представителей уходящей России. Двадцатилетняя работа над ним отразила идейную эволюцию писателя и противоречия его мировоззрения, обнаружившиеся в 1860-е годы. В это время стали проявляться консервативные взгляды автора, его неприятие радикалистских идей. Романы Гончарова представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40—60-х годов XIX в. Эти романы объединены между собой не общими персонажами, а единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.

gardenberg17 gardenberg17    1   12.04.2020 01:05    7

Другие вопросы по теме Литература