Соответствует ли имя мизгиря с его сущностью в сказке снегурочка ​

Wonderfulgirl30 Wonderfulgirl30    2   16.04.2019 16:55    7

Ответы
robotkiborg robotkiborg  16.04.2019 21:20

ответ:

по-своему образ мизгиря. роль его в сюжете, отношение к нему берендеев, мотивировка поведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к верованиям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала xx в.

мизгирь — одно из наименований паука. в традиционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. существуют устойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. с другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. удивительным образом оба отношения сходятся в образе мизгиря-купца. купцов издавна уважали на руси, наделяли особыми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (вспомним новгородского былинного садко, купца из «аленького цветочка» и др.) деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.

в народе с пауком связана брачная и любовная тематика. в свадебной обрядности белорусов, жителей губерний используются сплетенные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир.

мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. в этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» - жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с представлениями о разлуке и неволе. горячность, эгоизм, агрессивность мизгиря сродни прямо противоположному полюсу — холодности и пассивности снегурочки. то и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.

добавим, что известен ритуал, к концу лета, — изгнание из дома насекомых посред? ством колосьев нового урожая. тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «ржаной сноп — в дом, тараканы — вон! ».

таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традиционного общества. и в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. еще одно дополнение — известны магические ритуалы вызывания дождя с пауков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. в контексте же «снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдывает изгнание мизгиря из пределов берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвращение в родную (вне-человеческую) стихию, в иномирье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и способствовало возврату нормальной жизни, приходу ярилы-солнца и лета. вода оказывается и родной стихией снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обреченности смерти ради устранения дисгармонии в мире.

объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература