Моцарт и Чайковский... Великие имена рядом. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы... Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. Удивительно родство творческих натур обоих художников.
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда — используя темы его произведений.
Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования. Для широкого круга любителей музыки предназначены и фортепианные пьесы из «Детского альбома», пронизанные общительными песенно-танцевальными мелодиями.
В дневнике Чайковского можно прочитать такие записи:
«Играл Моцарта и восхищался. Мысль о сюите из Моцарта... Мне кажется, что этой сюите, благодаря удачному выбору вещей и новости характера (старина в современной обработке), предстоит большая будущность...»
Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4 («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.-А. Моцарта, инструментованные П. Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть... хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку... Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда — используя темы его произведений.
Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования. Для широкого круга любителей музыки предназначены и фортепианные пьесы из «Детского альбома», пронизанные общительными песенно-танцевальными мелодиями.
В дневнике Чайковского можно прочитать такие записи:
«Играл Моцарта и восхищался. Мысль о сюите из Моцарта... Мне кажется, что этой сюите, благодаря удачному выбору вещей и новости характера (старина в современной обработке), предстоит большая будущность...»
Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4 («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.-А. Моцарта, инструментованные П. Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть... хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку... Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».