После подавления декабристского восстания россия ввергается в пучину государственной реакции и подавления любого свободомыслия. ситуация в стране напряженная. цензура диктует свои правила. каждый добропорядочный гражданин находится под неусыпным вниманием тайной полиции. доносы и предательство становятся нормой жизни. именно в это нелегкое для любого образованного и культурного человека разворачивается действие романа «герой нашего времени» м. ю. лермонтова. главный герой романа печорин как представитель так называемой золотой молодежи дворянской интеллигенции естественно поставлен в жесткие условия. он не может найти себе какое-нибудь дело, которое, с одной стороны, давало бы ему возможность самореализоваться в этой жизни, а с другой стороны, не противоречило бы всему государственному устройству россии тех лет и существующим нравам. довольно скоро печорин оказывается в конфликте с окружающими людьми, более того он приносит несчастья всем, с кем сталкивает его судьба. он, не вынося глупости, чванства, пошлости, не способен пойти на компромисс с самим собой, со своими знакомыми. поэтому зачастую мучается не менее своих невольных жертв. лермонтов сумел создать образ не отдельно взятого человека, а довольно распространенной группы людей. это еще раз подтверждает белинский, указывая: «герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени». таким образом, молодой поэт и прозаик сумел одним из первых затронуть в своих произведениях серьезные психологические проблемы современного ему поколения. с первый страниц произведения читатель осознает, что перед ним раскрывается образ далеко не положительного героя. печорин умен, однако свой ум он использует не для исполнения благих намерений. он инициативен, но любая его деятельность так или иначе неблагоприятным образом отражается на окружающих его людях. молодой человек решительно достигает поставленных целей, однако он совершенно не стесняется в средствах исполнения задуманного. так, в главе «белла» он встречает прекрасную девушку из черкесского селения. зная, что она уже , печорин тем не менее решает заполучить ее, во что бы то ни стало. он, используя болезненную любовь ее брата к лошадям, подговаривает подростка выкрасть из дома свою сестру взамен на породистого коня. более того, молодой человек сам принимает активное участие в постыдной краже этого жеребца. и вот девушка уже в крепости, ничто не мешает печорину обрести наконец свое счастье. главный герой добивается своего — похищенная девушка отвечает ему взаимностью. однако тихая спокойная жизнь совершенно не прельщает молодого человека, отличающегося буйной и деятельной натурой. предсказуемость, размеренность и обыденность убивают его, лишают всяческой творческой мысли. печорин по своему складу характера является человеком деятельным: « дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни». результатом становится один и тот же трагический финал. влюбленная княжна мэри на всю жизнь запомнит жестокий урок, сильно задевший ее самолюбие и оставивший горький осадок на всю ее жизнь. в следующий раз при взаимоотношениях с. мужчинами ей наверняка придется сильно постараться, чтобы вновь научиться кому-либо доверять. в случае с дикой красавицей все заканчивается еще более трагично: белла погибает. однако мучительные страдания влюбленных девушек и даже смерть одной из них не сильно трогают печорина.этот человек как бы вбирает в свою натуру две совершенно противоположных личности. каждый из этих персонажей безуспешно старается найти себя в этом мире, отыскать достойное применение своим силам, своей энергии. в художественном плане онегин находится несколько выше главного героя лермонтова, однако, что касается идеи, автор «героя нашего времени» превзошел гениального писателя. произведение еще раз доказывает, что в любые времена найдутся люди, наделенные даром более остро ощущать перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительно относиться к порывам и устремлениям собственной души. этим обусловлены самые мучительные душевные переживания, на их долю.