сочинение сравнение державин «властителям и судиям» и лермонтов «смерть поэта»

дРуЗьЯ007 дРуЗьЯ007    3   26.09.2019 17:05    7

Ответы
Хелена007 Хелена007  26.09.2019 18:20

ответ:

тема смерти неотступно сопровождает поэзию державина с его первых нам известных одических творений.

в старости, на покое, живописуя красоты и натюрморты, увенчанные голубым пером, поэт словно бы опять видит: “где стол был яств, там гроб стоит” – и горько пророчествует: “разрушится сей дом, засохнет бор и сад…”

в самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически-страстно прорывается извечное “помни о смерти”.

“на свете жить

нам время …” – замечает он “первому соседу”.

радуясь выздоровлению мецената и. и. шувалова, рисует харона:

на брег из лодки вылезает

старик угрюмый и седой.

и, озираясь, подпирает

себя ужасною косой.

рядом с алмазной горой водопада кивач поэт вновь возвращается к мучающей мысли:

не зрим ли всякий день гробов,

седин дряхлеющей вселенной?

не слышим ли в бою часов

глас смерти, двери скрып подземной.

так один из самых жизнелюбивых и бодрых поэтов оказывается и одним из самых завороженных видением смерти.

державин был отважным человеком. перед

пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим, захлестывающим утлую лодку белым морем, перед вельможным и царевым гневом он не робел, не падал духом.

а каково не теряться перед начальством? известно, что в коридорах власти подобострастно даже те, кто не кланялся и пулям на поле боя.

волевая державинская отвага в стихах, в которых поэт вдохновенно переживал собственную жизнь , присутствовала и в неутомимом напоминании о дежурстве смерти рядом с живущим. умение полнокровно, распахнуто жить и чувствовать, страстно переживать эту единственную жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти.

но рядом с бренной жизнью у державина всегда бессмертие, в ней и над нею – бог.

в своей удивительной оде он говорит о своем философско-религиозном понимании и жизни, и смерти, и бессмертия, обращаясь к создателю:

твоей то правде нужно было,

чтоб смертну бездну преходило

мое бессмертно бытие:

чтоб дух мой в смертность облачился

и чтоб чрез смерть я возвратился,

отец! – в бессмертие твое.

в “объяснениях” на собственные сочинения державин в связи с одой “бог” о себе следующий “анекдот”: “родился он в 1743 году 3 июля, а в 1744 году, в зимних месяцах, когда явилась комета… то он, быв около двух годов, увидев оную и показав пальцем, быв у няньки на руках, первое слово сказал: “бог”.

рассказывая о своем младенчестве, о том, как его, хилого новорожденного, запекали, по обычаю, в хлеб, и о хвостатой комете, поэт делает в своих “записках” примечание, где разъясняет, что два этих события, может быть, были провидением, они предсказали поэту трудный жизненный путь и создание им поэмы “бог”, “которая от всех похваляется”.

из мыслей поэта о жизни и смерти ясно, что он все же дошел в своих исканиях до гармоничного постижения этих вселенских крайностей, дошел через веру в спасителя. созрев духом, державин уже не только самому себе, но и другим людям сумел сказать слова утешения и надежды:

почто же терзаться и скорбеть,

что смертный друг твой жил не вечно?

жизнь есть небес мгновенный дар;

устрой ее себе к покою

и чистою твоей душою

благословляй судеб удар.

итак, только в гармонии со всем сущим, включая рождение, жизнь и смерть, по державину, утверждается связь дольнего мира с богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь не являющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.

объяснение:

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература