В романе «Мастер и Маргарита» автор поднимает две основные темы – любви и творчества. В самом деле, талант Мастера и всепобеждающая любовь к нему Маргариты возвышают героев над сумрачным миром обывательской Москвы 1930-х годов. Они не подчиняются общепринятым условностям и живут в своем собственном светлом и уютном мире. Однако реальная действительность настигает влюбленных и им приходится бороться за свое счастье. В тридцатых годах XX века в России появилось множество литературных объединений. В романе изображено одно из них – МАССОЛИТ. Члены этого общества имеют многозначительные фамилии – Павианов, Сладкий, Богохульский, Жуколов и занимаются чем угодно, только не творчеством. Однако «грибоедовский» особняк славится не литературным объединением, а замечательным рестораном, в который пропускают только по удостоверениям. Бегемота и Коровьева в него не пустили, и мелким бесам пришлось доказывать охраннику, что писатель определяется не служебными «корочками», а «тем, что он пишет». На деле члены литературного объединения озабочены только благополучием своей сытой жизни. Булгаков иронично сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где поспевает «целая бездна талантов». Однако истинный творец никогда не свяжется с этим объединением, так как не сможет вписаться в его потребительский мир. Мастеру для того чтобы написать роман всей своей жизни понадобились только счастье, покой и вдохновляющая любовь Маргариты. Эта женщина становится его музой и опорой в самые трудные времена. Она беззаветно верит в талант своего возлюбленного, стремится опубликовать его творение. Именно в трагической фигуре Мастера автор видит решение, которое может избавить страну от жесточайшего творческого кризиса. «Романтический Мастер» создал «вредный» роман о Понтии Пилате и полагал, что его книга окажется полезной людям. Однако чиновники от Советской власти отвергли его произведение, ведь оно написано на библейскую тему и поднимает вопросы, несовместимые с официальной идеологией того времени. Верноподданные критики быстро находят расправиться с дерзким писателем-одиночкой. Мастер не смог напечатать свое творенье, зато получил несколько разгромных отзывов в свой адрес. Сначала писатель заработал нервное расстройство и сжег роман, затем на несколько месяцев попал по ложному доносу в следственный изолятор, лишился имени и жилья и, наконец, добровольно отправился в сумасшедший дом. Мастер не смог выдержать физических и моральных испытаний, выпавших на его долю. Его сломала система, подавляющая любую свободу творчества. Когда Воланд предлагает писателю продолжить роман, тот решительно отказывается. Творец утратил вдохновение и волю к жизни. Совсем по-иному ведет себя Маргарита. Ее повергает в отчаянье только потеря возлюбленного. Как только у женщины появляется шанс отыскать его, она начинает действовать. Воланд подвергает героиню различным испытаниям: дарит чудодейственный крем, делает невидимой, наделяет летать и властью управлять преступными «мертвыми душами» на своем балу. Однако Маргарита защищена своей святой любовью и думает только о Мастере. Становясь ведьмой, она первым делом громит роскошную квартиру критика Латунского и упивается своим безудержным гневом. Однако Маргарита быстро успокаивается при виде спящего ребенка. Материнское начало в героине гораздо сильнее чувства мести и злобы. Затем женщина отправляется на бал сатаны, где ведет себя с гордым достоинством. Воланд и здесь несколько раз испытывает Маргариту, заставляет ее знакомиться с целой армией грешников, затем делает вид, что не собирается исполнять свое обещание вернуть Мастера. Однако Маргарита и здесь проявляет недюжинную стойкость и не роняет себя. Она совершенно обезоруживает сатану собственным милосердием, стремясь защитить от правосудия детоубийцу Фриду ценой личного счастья. Беззаветная любовь Маргариты, ее верность и человеколюбие Мастера. Он не только обрел шанс на новую жизнь, но и получил признание высших сил. В финале романа творец обретает покой и переходит вместе с Маргаритой черту вечности, чтобы навеки соединиться со своей возлюбленной. «Рукописи не горят» - говорит устами своего героя М. Булгаков. Он считает, что по-настоящему великие произведения обретают вечную жизнь, а истинное признание даруется творцу за чертой реальности. В отчаянном творческом порыве автор стремится доказать, что истинный талант не измеряется количеством наград и званий, а настоящий творец не обязан подчиняться предписаниям свыше. Только любовь, верность и сострадание подчинить себе непокорную душу писателя. Каждому Мастеру нужна своя Маргарита.
В тридцатых годах XX века в России появилось множество литературных объединений. В романе изображено одно из них – МАССОЛИТ. Члены этого общества имеют многозначительные фамилии – Павианов, Сладкий, Богохульский, Жуколов и занимаются чем угодно, только не творчеством. Однако «грибоедовский» особняк славится не литературным объединением, а замечательным рестораном, в который пропускают только по удостоверениям. Бегемота и Коровьева в него не пустили, и мелким бесам пришлось доказывать охраннику, что писатель определяется не служебными «корочками», а «тем, что он пишет». На деле члены литературного объединения озабочены только благополучием своей сытой жизни. Булгаков иронично сравнивает писательский дом с оранжереей для ананасов, где поспевает «целая бездна талантов». Однако истинный творец никогда не свяжется с этим объединением, так как не сможет вписаться в его потребительский мир.
Мастеру для того чтобы написать роман всей своей жизни понадобились только счастье, покой и вдохновляющая любовь Маргариты. Эта женщина становится его музой и опорой в самые трудные времена. Она беззаветно верит в талант своего возлюбленного, стремится опубликовать его творение. Именно в трагической фигуре Мастера автор видит решение, которое может избавить страну от жесточайшего творческого кризиса. «Романтический Мастер» создал «вредный» роман о Понтии Пилате и полагал, что его книга окажется полезной людям. Однако чиновники от Советской власти отвергли его произведение, ведь оно написано на библейскую тему и поднимает вопросы, несовместимые с официальной идеологией того времени.
Верноподданные критики быстро находят расправиться с дерзким писателем-одиночкой. Мастер не смог напечатать свое творенье, зато получил несколько разгромных отзывов в свой адрес. Сначала писатель заработал нервное расстройство и сжег роман, затем на несколько месяцев попал по ложному доносу в следственный изолятор, лишился имени и жилья и, наконец, добровольно отправился в сумасшедший дом. Мастер не смог выдержать физических и моральных испытаний, выпавших на его долю. Его сломала система, подавляющая любую свободу творчества. Когда Воланд предлагает писателю продолжить роман, тот решительно отказывается. Творец утратил вдохновение и волю к жизни.
Совсем по-иному ведет себя Маргарита. Ее повергает в отчаянье только потеря возлюбленного. Как только у женщины появляется шанс отыскать его, она начинает действовать. Воланд подвергает героиню различным испытаниям: дарит чудодейственный крем, делает невидимой, наделяет летать и властью управлять преступными «мертвыми душами» на своем балу. Однако Маргарита защищена своей святой любовью и думает только о Мастере. Становясь ведьмой, она первым делом громит роскошную квартиру критика Латунского и упивается своим безудержным гневом. Однако Маргарита быстро успокаивается при виде спящего ребенка. Материнское начало в героине гораздо сильнее чувства мести и злобы. Затем женщина отправляется на бал сатаны, где ведет себя с гордым достоинством. Воланд и здесь несколько раз испытывает Маргариту, заставляет ее знакомиться с целой армией грешников, затем делает вид, что не собирается исполнять свое обещание вернуть Мастера. Однако Маргарита и здесь проявляет недюжинную стойкость и не роняет себя. Она совершенно обезоруживает сатану собственным милосердием, стремясь защитить от правосудия детоубийцу Фриду ценой личного счастья.
Беззаветная любовь Маргариты, ее верность и человеколюбие Мастера. Он не только обрел шанс на новую жизнь, но и получил признание высших сил. В финале романа творец обретает покой и переходит вместе с Маргаритой черту вечности, чтобы навеки соединиться со своей возлюбленной.
«Рукописи не горят» - говорит устами своего героя М. Булгаков. Он считает, что по-настоящему великие произведения обретают вечную жизнь, а истинное признание даруется творцу за чертой реальности. В отчаянном творческом порыве автор стремится доказать, что истинный талант не измеряется количеством наград и званий, а настоящий творец не обязан подчиняться предписаниям свыше. Только любовь, верность и сострадание подчинить себе непокорную душу писателя. Каждому Мастеру нужна своя Маргарита.