Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже ХХI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослими назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли". Едят в изобилни пироги, гоняют голубей, они частые посетители "деничьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по своему. Митрофан-единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на мать"... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, -жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жая. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как Ты трудишься!" "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!" Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмила мужа. лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещнцу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не индим в ней женщину, в ней нет ума, милосердня. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колоти батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хознин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья-богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан "залетит далеко", забывая народную мудрость "Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не знала, ведь народто для нее хуже скотины, Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. КМитрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побера!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софы, он вместе с матерью намерен приниматься за подей", то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же
Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" написана на исходе XVIII века. Сегодня уже ХХI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения. Недорослими назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности. До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь "недоросли". Едят в изобилни пироги, гоняют голубей, они частые посетители "деничьих". Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по своему. Митрофан-единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на мать"... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, -жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жая. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала ценою подешевле", да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как Ты трудишься!" "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!" Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмила мужа. лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещнцу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не индим в ней женщину, в ней нет ума, милосердня. В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колоти батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хознин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья-богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан "залетит далеко", забывая народную мудрость "Что посеешь, то и пожнешь". Видно, народной мудрости она не знала, ведь народто для нее хуже скотины, Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. КМитрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побера!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софы, он вместе с матерью намерен приниматься за подей", то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же