В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.
Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расс слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна при оформлении бумаг на купленные души.
Чичикова нисколько не волновала щекотливость во двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».
Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.
Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.
Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.
Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «...больше всего угождай учителям и начальникам..., водись с теми, кто побогаче..., не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды.
Уже в самом начале произведения автор показывает два мира: реальный мир ,где действующее лицо Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь. Реальный мир поэмы уродлив и страшен. У всех гоголевских помещиков характеры яркие , индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной :владея живыми душами , сами они превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе Манилове , ни в крепколобой хозяйке Коробочке ни в «жизнерадостном хаме» Ноздреве, ни в похожем на медведя помещике-кулаке Собакевиче. Автор стремится ответить на главный во в чем причины «мертвечины»? Одна из главных состоит в том, что люди забыли свое прямое назначение. Помещики забыли о своих обязанностях , начиная с Манилова ,который вообще не помнит, сколько у него крестьян. Он не отец и не хозяин своим крестьянам. А настоящий помещик по представлениям христианской России должен служить нравственным примером для своих детей , крестьян . Коробочка, как заботливая хозяйка, ведет учет всему своему «товарцу» и хорошо знает, что у нее умерло «осьмнадцать» работников. Подтверждением того ,что крестьяне для нее такой же предмет купли-продажи , как мед и пенька , служит рассуждение о том , что ей «еще не случалось… продавать покойников».А Ноздрев деньги за все ,«что ни привезли из деревни», прокутил и проиграл на ярмарке . Собакевич с мужиками , которые у него «под властью», «в ладу» , потому что иначе ему же «будет хуже». У Плюшкина за три года «проклятая горячка выморила… здоровенный куш мужиков» Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников сформировали подлеца, который ведет себя, как его окружение. Счастье его основано только на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его «мертвой» душой. Чиновники города NN еще более обезличены , чем помещики. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях , пересудах , зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки, все они бездельники , это тоже «мертвые души». Но за «мертвыми» душами Чичикова чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян , силу национального характера. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа - обычное явление. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело». Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией . Это не люди, а лишь бледное уродливое подобие людей. Крестьяне , списки которых Чичиков, «работали, пахали, пьянствовали , извозничали , обманывали бар , а может быть, и были хорошими мужиками. И плотник Степан Пробка был богатырем, который « в гвардию годился бы», исходил с топором за поясом все губернии, съедая на грош хлеба да на два сушеной рыбы» и зарабатывая «целковиков по сту». Где бы ни «прибрала» его смерть , всегда найдется тот , кто продолжит его дело и ,«подвязавшись веревкой», полезет на его место. Максим Телятников был «чудо , а не сапожник», а кончил тем, что «пошел попивать да валяться по улицам» из-за бес своей доли , когда честно не прожить , а обманывать не научился. Григорий Доезжай-не- доедешь скорее всего промышлял извозом и «отдал богу душу» на дороге. Беглые крестьяне Плюшкина могут и «гулять по лесам», и сидеть в тюрьме, и пристать к другим господам, и ходить в «бурлацкой ватаге». Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других . Крепостническая мертвящая действительность разрушает добрые задатки в человеке , губит народ. На фоне величественных бескрайних Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Так Гоголь показывает в своей поэме две России : живую и мертвую.
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.
Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расс слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.
Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна при оформлении бумаг на купленные души.
Чичикова нисколько не волновала щекотливость во двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».
Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.
Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.
Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.
Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «...больше всего угождай учителям и начальникам..., водись с теми, кто побогаче..., не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды.
Уже в самом начале произведения автор показывает два мира: реальный мир ,где действующее лицо Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь. Реальный мир поэмы уродлив и страшен. У всех гоголевских помещиков характеры яркие , индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной :владея живыми душами , сами они превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе Манилове , ни в крепколобой хозяйке Коробочке ни в «жизнерадостном хаме» Ноздреве, ни в похожем на медведя помещике-кулаке Собакевиче. Автор стремится ответить на главный во в чем причины «мертвечины»? Одна из главных состоит в том, что люди забыли свое прямое назначение. Помещики забыли о своих обязанностях , начиная с Манилова ,который вообще не помнит, сколько у него крестьян. Он не отец и не хозяин своим крестьянам. А настоящий помещик по представлениям христианской России должен служить нравственным примером для своих детей , крестьян . Коробочка, как заботливая хозяйка, ведет учет всему своему «товарцу» и хорошо знает, что у нее умерло «осьмнадцать» работников. Подтверждением того ,что крестьяне для нее такой же предмет купли-продажи , как мед и пенька , служит рассуждение о том , что ей «еще не случалось… продавать покойников».А Ноздрев деньги за все ,«что ни привезли из деревни», прокутил и проиграл на ярмарке . Собакевич с мужиками , которые у него «под властью», «в ладу» , потому что иначе ему же «будет хуже». У Плюшкина за три года «проклятая горячка выморила… здоровенный куш мужиков» Причину омертвления души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников сформировали подлеца, который ведет себя, как его окружение. Счастье его основано только на деньгах. Расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его «мертвой» душой. Чиновники города NN еще более обезличены , чем помещики. Весь интерес жизни сосредоточен на сплетнях , пересудах , зависти. Они отличаются друг от друга только размером взятки, все они бездельники , это тоже «мертвые души». Но за «мертвыми» душами Чичикова чиновников и помещиков Гоголь разглядел живые души крестьян , силу национального характера. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа - обычное явление. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело». Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией . Это не люди, а лишь бледное уродливое подобие людей. Крестьяне , списки которых Чичиков, «работали, пахали, пьянствовали , извозничали , обманывали бар , а может быть, и были хорошими мужиками. И плотник Степан Пробка был богатырем, который « в гвардию годился бы», исходил с топором за поясом все губернии, съедая на грош хлеба да на два сушеной рыбы» и зарабатывая «целковиков по сту». Где бы ни «прибрала» его смерть , всегда найдется тот , кто продолжит его дело и ,«подвязавшись веревкой», полезет на его место. Максим Телятников был «чудо , а не сапожник», а кончил тем, что «пошел попивать да валяться по улицам» из-за бес своей доли , когда честно не прожить , а обманывать не научился. Григорий Доезжай-не- доедешь скорее всего промышлял извозом и «отдал богу душу» на дороге. Беглые крестьяне Плюшкина могут и «гулять по лесам», и сидеть в тюрьме, и пристать к другим господам, и ходить в «бурлацкой ватаге». Талантливость народа открывается в сноровистости каретника Михеева, плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина и других . Крепостническая мертвящая действительность разрушает добрые задатки в человеке , губит народ. На фоне величественных бескрайних Руси реальные картины русской жизни кажутся особенно горькими. Так Гоголь показывает в своей поэме две России : живую и мертвую.