нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. а если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. когда в нашем классе проводили диспут на тему “что такое честь”, один мой одноклассник прямо так и высказался: “честь в наше время — привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути”. с этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. и тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. значит, петр гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. значит, и в наше время есть люди, для которых честь — основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
понятие чести воспитывается в человеке с детства. пример этому — все тот же петруша гринев, из повести а. с. пушкина “капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. с детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
отправляя сына служить отечеству, старший гринев на прощание сказал ему: “прощай, петр. служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
и петр берег. по дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. никакие уговоры савельича броситься победителю в ноги не заставили гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. честь свою петр гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. первый случай — это дуэль. петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор швабрина на машу миронову. защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для гринева делом чести. что касается швабрина, то он в повести — полная противоположность гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. во время поединка швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как гринев и тут благороден. а ведь швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же гринев. этим фактом пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в белогорскую крепость пугачева. предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. их примеру готов был последовать и гринев, но случай спас его от смерти. и причиной этому — тоже благородство петра, проявившего в отношении “вожатого”, который когда-то им выбраться из пурги. к счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим пугачевым. руководитель народного восстания предлагает гриневу пойти к нему в услужение, но петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать пугачева, все же отклоняет его предложение. отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
выслушав доводы молодого дворянина, пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже в освобождении маши мироновой. и все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благородству и высокой нравственности гринева, так поразившими народного бунтаря.
сочинение по . береги честь смолоду..
нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. а если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. когда в нашем классе проводили диспут на тему “что такое честь”, один мой одноклассник прямо так и высказался: “честь в наше время — привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути”. с этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. и тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. значит, петр гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. значит, и в наше время есть люди, для которых честь — основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.
понятие чести воспитывается в человеке с детства. пример этому — все тот же петруша гринев, из повести а. с. пушкина “капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. с детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.
отправляя сына служить отечеству, старший гринев на прощание сказал ему: “прощай, петр. служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
и петр берег. по дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. никакие уговоры савельича броситься победителю в ноги не заставили гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. честь свою петр гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. первый случай — это дуэль. петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор швабрина на машу миронову. защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для гринева делом чести. что касается швабрина, то он в повести — полная противоположность гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. во время поединка швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как гринев и тут благороден. а ведь швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же гринев. этим фактом пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в белогорскую крепость пугачева. предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. их примеру готов был последовать и гринев, но случай спас его от смерти. и причиной этому — тоже благородство петра, проявившего в отношении “вожатого”, который когда-то им выбраться из пурги. к счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим пугачевым. руководитель народного восстания предлагает гриневу пойти к нему в услужение, но петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать пугачева, все же отклоняет его предложение. отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
выслушав доводы молодого дворянина, пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже в освобождении маши мироновой. и все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благородству и высокой нравственности гринева, так поразившими народного бунтаря.