Сочинение на тему ""земля и небо в лирике лермонтова"" своими словами

kamila267 kamila267    1   05.12.2019 21:16    3

Ответы
melesineduard melesineduard  06.12.2019 01:03

ответ:

небо” и “земля” в лирике м.ю. лермонтова

в философской лирике м.ю. лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. поэт признает доземное и послеземное существование души (“ангел”). однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве лермонтова противопоставлены – это веч­ная антитеза земли и неба в его стихах:

чем ты несчастлив? –

скажут мне люди.

тем я несчастлив,

добрые люди, что звезды и небо – звезды и небо! – а я

(“небо и звезды)

антитеза земли и неба доведена у лермонтова до крайних

пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о про­тивостоянии двух полярных начал – души и тела. душа чело­веческая небесного, божественного происхождения, тело – зем­ной прах. этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма. как отмечает п.н. сакулин, лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. и “принес землю на заклание небу. небом он мерит землю, ангелами – людей”. отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лири­ческого героя.

земля и небо

у лермонтова противостоят друг другу как две враждебные стихии. душе, хранящей память о песне ангела (“ан­гел”), уже скучны земные песни. земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“sentenz”). перед смер­тью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“чаша жизни”). человек ничто­жен по сравнению с небом, он -“земной червь”. над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант все­сильный” – смерть. и образ ее становится порой кошмаром для поэта (“ночь ii”).

вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владе­ет “неудержимая жажда бытия”:

как землю нам больше небес не любить?

нам небесное счастье темно;

хоть счастье земное и меньше в сто раз,

но мы знаем, какое оно.

(“земля и небо”)

в другом стихотворении – “молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. в произведении кольцевая ком­позиция. в первой части стихотворения герой обращается к все­вышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он расска­зывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. причем рас­сказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую гра­дацию: “мрак земли могильный с ее страстями я люблю”, “ред­ко в душу входит живых речей твоих струя”, “в заблужденье бро­дит мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья клокочет на гру­ди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь”). вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему бога. и в финале поэт вновь обра­щается к небу:

от страшной жажды песнопенья пускай, творец, освобожусь,

тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь.

но что же представляет собой иное бытие? это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли. небо, звез­ды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа лермонто­ва. во многих стихотворениях поэт изображает, как душа осво­бождается от своих земных качеств в загробном мире и преобра­жается:

и смерть пришла, наступило за гробом свиданье,

но в мире новом друг друга они не узнали.

(“они любили друг друга так долго и нежно…”)

однако это преображение, утрата человеком своих индиви­дуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“отрывок – на жизнь надеяться страшась”, “я видел тень блаженства”, “смерть”).

как замечает с.в. шувалов, м.ю. лермонтов признает и су­ществование бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле. поэтому во многих произведениях по­эта звучат богоборческие мотивы. он часто обижается на свою судьбу, бог не дает сбыться его юности:

зачем так горько прекословил юности моей.

(“гляжу на будущность с боязнью”)

основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:

земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла;

начать готов я жизнь другую,

молчу и жду: пора пришла;

я в мире не оставлю брата,

и тьмой и холодом объята душа усталая моя…

в известном стихотворении “” поэт ироничес­ки бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у творца скорейшего избавления – смерти:

устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще .

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература