В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский «различны меж собой» , как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» . Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт. Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности: «Судьба Евгения хранила: Сперва madame за ним ходила, Потом monsieur ее сменил» . Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды» , он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским» . Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум» , он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу» . Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами» , а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян. И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам. В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев» . Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов» . Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.
Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт.
Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности:
«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил» .
Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды» , он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским» .
Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум» , он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу» .
Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами» , а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян.
И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам.
В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев» . Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов» .
Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.