Родион Раскольников является главным героем бессмертного философского и социального романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Все основные проблемы произведения построены вокруг главного героя и его судьбы. На протяжении всего романа мы узнаем характер Раскольникова, но без его «двойников», а именно Петра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова, картина внутреннего мира героя не была бы полной. Лужин и Свидригайлов являются «двойниками» Раскольникова прежде всего потому, что так же, как и главный герой, считают, что им «все дозволено», а точнее, они думают или хотят испробовать на себе теорию вседозволенности. В самом начале романа мы знакомимся с теорией Родиона. Он считает, что люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Последние властны над первыми и проливать кровь ради осуществления своих целей, причем безнаказанно. Эту теорию Раскольников решил проверить на самом себе. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы украсть у нее деньги, которые принесли бы благо и самому Родиону и его сестре, Дуне. Родион считает, что ради благого дела можно пожертвовать жизнью ничтожных людей. Однако, в лице «двойников» Раскольникова эта теория претерпевает некоторые метаморфозы. Лужин – это человек, главной ценностью в жизни считающий деньги. Тот, у кого они есть, волен делать все, что захочет. Главная черта Петра Петровича – огромное себялюбие. Он тшеславен и корыстолюбив. Даже жену он хочет себе «честную, но без приданого», так как «жена должна считать своего мужа благодетелем». На тех, кто ниже его, Лужин смотрит с презрением и отвращением. Он считает себя выше других людей, и что «всё на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя. Собственное себялюбие полностью поглотило его. Еще один двойник Раскольникова – это Свидригайлов, развратник и шулер. Он сразу представлен как отрицательный персонаж. Для него не существует нравственных законов. Его не задевают муки совести, и он никогда не задумывается о тех грехах, которые совершил, считая, что ему «все дозволено». В то же время, он и Раскольникову говорит: «мы одного поля ягоды». Однако, в отличие от Свидригайлова, Родион Романович является человеком с глубокой душой. Раскольников, совершив свое преступление, переживает глубокие муки, в отличие от Аркадия Ивановича, на счету которого не одна смерть. Тем не менее, в конце произведение в Свидригайлове просыпаются человеческие качества. Он заботится о сиротах Катерины Ивановны и о Соне. В конце, поняв, что его жизнь бессмысленна, Свидригайлов застреливается. Таким образом, теория Раскольникова, используемая его двойниками, показывает свою несостоятельность. Ни один человек не может жить так, чтобы все было дозволено. К концу произведения Раскольников перестает бороться с этим. Он признает свою неправоту. И только к концу произведение мы видим полный портрет героя, который формировался на протяжении всего романа. Во многом этому его двойники – Лужин и Свидригайлов.