Образы помещиков играют важную роль на протяжении всего сюжетного развития поэмы. Пять помещиков, к которым заезжает Чичиков появляются в определенном порядке , обусловленном степенью оскудения. Они также «мертвые души» , и каждый из них становится олицетворением какой-либо стороны бездуховности. В шестой главе появляется персонаж , фамилия которого прямо характеризует его качества. Человеческие свойства в нем превратились в ничто. В хозяйстве Плюшкина больше тысячи душ ,он богатый помещик, однако картина его владений предстает как кульминация и одновременно развязка стремления к богатству. В его селе «множество изб и улиц» , но на всем заметна какая-то особенная ветхость: бревна потемнели от старости , крыши похожи на решето ,окна заткнуты тряпками. На дряхлого инвалида похож господский дом :крыша провалилась , со стен слетела штукатурка, окна забиты досками. Контрастом к этому запустению предстает картина сада. Для природы отсутствие человеческого вмешательства - благо, свобода ,позволяющая доказать торжество жизни. В противоположность природе быт Плюшкина представляет собой печальную «пасмурную» картину : его дом -это «вымершее место». Внутри Чичиков видит беспорядок : ветхость ,паутину ,темноту, чувствует «холод , как из погреба». Сам Плюшкин потерял человеческий облик настолько ,что трудно определить, видя его, «какого пола была фигура, баба или мужик». Даже главный герой ,которому случалось видеть немало ,такого «еще не видывал». Бывший бережливый хозяин , прославившийся своей мудростью, превратился в подозрительного скупца. Отказались от него дети, получившие вслед отцовское проклятие , бросили покупщики. Его богатство превращается в пыль ,а сам он «в какую-то прореху на человечестве», изношенную развалину. Комичность спора о том , сколько Чичиков заплатит за «беглые души» ,не снимает тяжелого впечатления от «грозной , страшной картины». В ней реализуется метафора «гибель» вещей. («На что бы казалось нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий?»). Стремление к материальному благополучию, предстающее мелочным накопительством ради хлеба насущного в образе Коробочки , хозяйственностью крепкого «кулака» в образе Собакевича , в Плюшкине показывает свое истинное лицо. Он связано со скупостью, которая пожирает человека. Под влиянием ее умирает душа ,и нет предела «ничтожности, мелочности , гадости». Пять характеров, созданных Гоголем в поэме, разнообразно и разносторонне рисуют состояние дворянско-помещичьего класса в крепостнической России ,что читателю нетрудно сделать необходимые выводы. Ни одной положительной фигуры , ни одной утешительной черты. Действительно мертвые души. Вслед за Герценом это наименование можно применить к персонажам поэмы. Манилов , Коробочка , Ноздрев ,Собакевич ,Плюшкин - все это формы и последовательные ступени единого процесса экономического социального духовного упадка и разложения помещичьего класса. Галерея характеров созданная Гоголем ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов тех помещиков, которых посещает Чичиков.
В шестой главе появляется персонаж , фамилия которого прямо характеризует его качества. Человеческие свойства в нем превратились в ничто. В хозяйстве Плюшкина больше тысячи душ ,он богатый помещик, однако картина его владений предстает как кульминация и одновременно развязка стремления к богатству. В его селе «множество изб и улиц» , но на всем заметна какая-то особенная ветхость: бревна потемнели от старости , крыши похожи на решето ,окна заткнуты тряпками. На дряхлого инвалида похож господский дом :крыша провалилась , со стен слетела штукатурка, окна забиты досками. Контрастом к этому запустению предстает картина сада.
Для природы отсутствие человеческого вмешательства - благо, свобода ,позволяющая доказать торжество жизни. В противоположность природе быт Плюшкина представляет собой печальную «пасмурную» картину : его дом -это «вымершее место». Внутри Чичиков видит беспорядок : ветхость ,паутину ,темноту, чувствует «холод , как из погреба». Сам Плюшкин потерял человеческий облик настолько ,что трудно определить, видя его, «какого пола была фигура, баба или мужик». Даже главный герой ,которому случалось видеть немало ,такого «еще не видывал». Бывший бережливый хозяин , прославившийся своей мудростью, превратился в подозрительного скупца. Отказались от него дети, получившие вслед отцовское проклятие , бросили покупщики. Его богатство превращается в пыль ,а сам он «в какую-то прореху на человечестве», изношенную развалину.
Комичность спора о том , сколько Чичиков заплатит за «беглые души» ,не снимает тяжелого впечатления от «грозной , страшной картины». В ней реализуется метафора «гибель» вещей. («На что бы казалось нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий?»). Стремление к материальному благополучию, предстающее мелочным накопительством ради хлеба насущного в образе Коробочки , хозяйственностью крепкого «кулака» в образе Собакевича , в Плюшкине показывает свое истинное лицо. Он связано со скупостью, которая пожирает человека. Под влиянием ее умирает душа ,и нет предела «ничтожности, мелочности , гадости».
Пять характеров, созданных Гоголем в поэме, разнообразно и разносторонне рисуют состояние дворянско-помещичьего класса в крепостнической России ,что читателю нетрудно сделать необходимые выводы. Ни одной положительной фигуры , ни одной утешительной черты. Действительно мертвые души. Вслед за Герценом это наименование можно применить к персонажам поэмы. Манилов , Коробочка , Ноздрев ,Собакевич ,Плюшкин - все это формы и последовательные ступени единого процесса экономического социального духовного упадка и разложения помещичьего класса. Галерея характеров созданная Гоголем ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов тех помещиков, которых посещает Чичиков.