Композиционно «старуха изергиль» делится на три части: легенда о ларре, жизнь самой изергиль и легенда о данко. и центральной частью рассказа является именно автобиография старухи, из которой мы видим, как она пришла к идеям свободолюбия и «умению жить». образ её противоречив: она делится с автором большим количеством приятных и неприятных воспоминаний, говорит о великих людях и великой жизни, но не испытывает ни радости, ни горя, ни воодушевления. «черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание»,- говорит рассказчик. рисуя внешность изергиль, автор подчеркивает её старческую безобразность, используя для этого соответствующие тропы: «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «черные ямы» на щеках, лицо, «изрезанное морщинами». он сравнивает её с живым скелетом. и это показательное изображение. сама старуха говорит ему следующие слова: «здоровья всегда хватит на жизнь. здоровье! разве ты, имея деньги, не тратил бы их? здоровье — то же золото»,- и свое «золото» она истратила почти полностью, не жалея об этом и спокойно принимая свой внешний вид, «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень.»