В произведении "Василий Шибанов" автор хотел представить простого честного человека - Василия Шибанова, который из чувства долга преданно служит одному негодяю и погибает за него от руки другого. Шибанов, слуга князя Курбского тому бежать от законного гнева царя Иоанна Грозного. Толстый князь загоняет свою лошадь и Шибанов отдает ему свою, а сам бежит рядом. Правда, фраза его, когда он придерживает стремя своему господину, немного загадочна: "Скачи, князь, до вражьего стану". Если собираешься искать защиты и убежища, то не называешь тех, у кого их надеешься найти врагами. Быть может, Шибанов хотел сказать, что лично ему совершено не нужно никуда убегать, поляки - враги и ему и Руси, которой он верный сын? Допустим, что так.
Князь Курбский изображается нелестно и убедительно. Оказавшись в безопасности, он первым делом пишет царю, изливая свою желчь и яд. Кстати, ответы Царя на его творчество известны и выдержаны в совершенно ином духе, но это выходит за рамки сочинения.
Итак, согласно стихотворению, Шибанов, гордо, при всем народе подает письмо царю. Царь, конечно, не откладывая, велит читать письмо. Видимо, заняться нечем,соскучился. При этом, он вонзает острый конец жезла, на который опирается, в ногу несчастного гонца, да так и стоит в продолжение всего чтения.
После этого, согласно К.Толстому царь соглашается о всеми обвинениями, для самых непонятливых читателей признает себя виновным во всем, признав, что все казненные в царстве при нем - хорошие, добрые люди, он, для полноты впечатления, велит пытать Шибанова. Описание пытки занимает видное место в произведении.
В результате, Шибанов умирает, всем прощая и восхваляя "святую, великую Русь".
Все бы хорошо, но истории такой не было. в действительности все было куда прозаичней. Прибытие Курбского в Польшу было не столь триумфально, как описывает Толстой. Его обобрали до нитки. "Беглый боярин решил передать письмо Грозному через своих юрьевских друзей, и для этого послал в Юрьев верного холопа Василия Шибанова. Холоп должен был испросить взаймы деньги у печерских монахов, а заодно наведаться в Юрьев и передать верным людям записку Курбского." За этим-то делом его и арестовали, а после допроса, поскольку он не назвал других изменников, казнили. Так же поступали с изменниками почти во всех странах и во все времена, кроме сверхмилосердного 19 века, когда В России смертная казнь полагалась только за цареубийство.
Вопрос - как могли гораздо более образованные, чем мы, люди 19 века, читать такие стихи и не указать на грубые ошибки против истории и логики? Во-первых, в отношении Иоанна Грозного никакая ложь не считалась недопустимой, если она рисовала его чудовищем. Во-вторых - к творчеству законы логики не применялось.Служители муз, так сказать, были практически свободны от оков здравого смысла.
Князь Курбский изображается нелестно и убедительно. Оказавшись в безопасности, он первым делом пишет царю, изливая свою желчь и яд. Кстати, ответы Царя на его творчество известны и выдержаны в совершенно ином духе, но это выходит за рамки сочинения.
Итак, согласно стихотворению, Шибанов, гордо, при всем народе подает письмо царю. Царь, конечно, не откладывая, велит читать письмо. Видимо, заняться нечем,соскучился. При этом, он вонзает острый конец жезла, на который опирается, в ногу несчастного гонца, да так и стоит в продолжение всего чтения.
После этого, согласно К.Толстому царь соглашается о всеми обвинениями, для самых непонятливых читателей признает себя виновным во всем, признав, что все казненные в царстве при нем - хорошие, добрые люди, он, для полноты впечатления, велит пытать Шибанова. Описание пытки занимает видное место в произведении.
В результате, Шибанов умирает, всем прощая и восхваляя "святую, великую Русь".
Все бы хорошо, но истории такой не было. в действительности все было куда прозаичней. Прибытие Курбского в Польшу было не столь триумфально, как описывает Толстой. Его обобрали до нитки. "Беглый боярин решил передать письмо Грозному через своих юрьевских друзей, и для этого послал в Юрьев верного холопа Василия Шибанова. Холоп должен был испросить взаймы деньги у печерских монахов, а заодно наведаться в Юрьев и передать верным людям записку Курбского." За этим-то делом его и арестовали, а после допроса, поскольку он не назвал других изменников, казнили. Так же поступали с изменниками почти во всех странах и во все времена, кроме сверхмилосердного 19 века, когда В России смертная казнь полагалась только за цареубийство.
Вопрос - как могли гораздо более образованные, чем мы, люди 19 века, читать такие стихи и не указать на грубые ошибки против истории и логики? Во-первых, в отношении Иоанна Грозного никакая ложь не считалась недопустимой, если она рисовала его чудовищем. Во-вторых - к творчеству законы логики не применялось.Служители муз, так сказать, были практически свободны от оков здравого смысла.