Одним из проникновенных лирических пейзажистов Серебряного века (конец XIX – начало XX веков) был Станислав Юлианович Жуковский. Все его творчество принадлежало "Союзу русских художников". Он был среди тех, кто в пейзажной живописи начала XX столетия сказал новое слово о природе России. В самом простом, обыкновенном мотиве он всегда находил нечто прекрасное и удивительное для себя.
Такова его картина "Плотина" 1909 года. Существует три близких друг другу произведения с подобным авторским названием. Одно из них, выполненное темперой и акварелью, находится в Костроме. Данная работа была показана на VII выставке "Союза русских художников".
Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз – это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.
Разрослись березы и ели, не изменились лишь очертания стройной сосны справа. О том, что Жуковский писал "Плотину" именно здесь, рассказывали местные старожилы. Они вспоминали художника, который целыми днями сидел за мольбертом вблизи мельницы у плотины. Об этом стало известно по всей округе. Крестьяне, привозившие зерно на привыкли и не удивлялись его присутствию.
В своей работе художник обратился к одному из самых излюбленных мотивов ранней весны с тающим снегом, с островками рыжей земли, с тонкими прозрачными ветвями деревьев. Он стремился показать жизнь пробуждающейся природы и выразить движение наступающих в ней перемен. Это видно в рыхлых, как бы скользящих с пригорка пластах снега, освобождающих землю от зимнего покрова. Заметны изменения и в стремительном полете облаков, и в колеблющихся отражениях талой воды, и в колышущихся под ветром ветвях берез, и в весеннем влажном воздухе.
Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха. Тончайшие веточки берез словно тают в фиолетовой дымке на фоне клубящихся облаков. Сани и лошадки то смотрятся четкими силуэтами, то теряются среди полутонов и оттенков уже оттаявшей части берега. Трепетная жизнь природы передается бесчисленными переливами отражений движущихся облаков. В этом замкнутом уголке природы все изменчиво, все тает, струится, сливается воедино, все нераздельно.
Такова его картина "Плотина" 1909 года. Существует три близких друг другу произведения с подобным авторским названием. Одно из них, выполненное темперой и акварелью, находится в Костроме. Данная работа была показана на VII выставке "Союза русских художников".
Оказалось, что пейзаж имеет свой реальный прообраз – это мельница на проточном озере Меглыч в селе Всехсвятское Тверской губернии. Сегодня от мельницы осталась только запруда. Избушка сгорела.
Разрослись березы и ели, не изменились лишь очертания стройной сосны справа. О том, что Жуковский писал "Плотину" именно здесь, рассказывали местные старожилы. Они вспоминали художника, который целыми днями сидел за мольбертом вблизи мельницы у плотины. Об этом стало известно по всей округе. Крестьяне, привозившие зерно на привыкли и не удивлялись его присутствию.
В своей работе художник обратился к одному из самых излюбленных мотивов ранней весны с тающим снегом, с островками рыжей земли, с тонкими прозрачными ветвями деревьев. Он стремился показать жизнь пробуждающейся природы и выразить движение наступающих в ней перемен. Это видно в рыхлых, как бы скользящих с пригорка пластах снега, освобождающих землю от зимнего покрова. Заметны изменения и в стремительном полете облаков, и в колеблющихся отражениях талой воды, и в колышущихся под ветром ветвях берез, и в весеннем влажном воздухе.
Серебристый колорит картины рождает ощущение серого пасмурного дня, когда свет скользит по предметам, не давая резких теней. Это скольжение света Жуковский подчеркивает напряженностью мазка и видоизменением цвета на каждом участке, создавая впечатление вибрации воздуха. Тончайшие веточки берез словно тают в фиолетовой дымке на фоне клубящихся облаков. Сани и лошадки то смотрятся четкими силуэтами, то теряются среди полутонов и оттенков уже оттаявшей части берега. Трепетная жизнь природы передается бесчисленными переливами отражений движущихся облаков. В этом замкнутом уголке природы все изменчиво, все тает, струится, сливается воедино, все нераздельно.
Источник - www.rodon.org/art-071031143659