Главной темой комедии "Недоросль", написанной Д.И.Фонвизиным в 1781 году, становится "злонравие крепостников". Центральная фигура этого социального зла (так его понимал автор) - Простакова, "презрелая фурия" и "госпожа бесчеловечная". Она полновластная хозяйка своего мира, от ее вседозволенности и произвола зависит судьба ее рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Простакова распространяет свою деспотичность не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина - на всех, в ком не встречает отпора. Почему же Простакова столь ужасна? Ведь, при всех ее отрицательных сторонах, она наделена материнским чувством и могла бы быть хорошим человеком. В том, что Простакова - тиран и деспот, виновато воспитание, уклад жизни, сделавшие ее такой; виновато - по мнению Фонвизина - и правительство, и "указ о вольности дворянства". И в конце концов, даже ее материнская любовь приобретает ужасные формы. Заключительная сцена, когда Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, говорит нам о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе справедливое наказание.
Почему же Простакова столь ужасна? Ведь, при всех ее отрицательных сторонах, она наделена материнским чувством и могла бы быть хорошим человеком. В том, что Простакова - тиран и деспот, виновато воспитание, уклад жизни, сделавшие ее такой; виновато - по мнению Фонвизина - и правительство, и "указ о вольности дворянства". И в конце концов, даже ее материнская любовь приобретает ужасные формы.
Заключительная сцена, когда Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, говорит нам о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе справедливое наказание.