Весной 1836года- в дни появления "Ревизора" на сцене и в печати -русское общество переживало то приподнятое,волнующее чувство,которое обычно рождает встреча с великим произведением искусства уже более полутора веков,а чувство это и у зрителей, и у читателей не проходит.Я думаю,это происходит потому,что гоголевские персонажи и в настоящее время встречаються не реже ,чем в 19веке.Они имеют несколько другой внешний вид,они умеют пользоваться компьютером,иногда действуют в более сложных ситуациях.Но все равно - это Хлестаковы. Гоголь говорил:"Хлестаков - самый трудный образ в пьесе".Почему?Да потому,что он все делает без соображения,непреднамеренно.Став виновником всеобщего обмана,Хлестаков никого не обманывал.Сыграв прекрасно роль ревизора,он даже не понял,что играет ее.Только к середине четвертого действия Хлестакову пришло в голову,что его принимают за "государственного человека".Но как раз в этой непреднамеренности -его сила. Всех поражает поведение Хлестакова.Вот мысли городничего о нашем герои "А и не покраснеет!О,дас ним нужно ухо востро...","Врет,врет и нигде не обоврется!"На городничего произвело впечатление не вранье Хлестакова,а его наглость:"и не покраснеет".Но дело в том,что он совершенно искренен и спровоцировал всю хитроумную игручиновников не хитростью,а чистосердечеем.В образе Хлестакова Н.В.Гоголь представил нам не обычного враля,а большого артиста,вошедшего в роль именно того,за кого его принимают. Хлестаков ориентируется в создавшейся обстановке с гениальной легкостью.Вот,например,такой эпизод.Хлестаков,желаю покрасоваться перед Марьей Антоновной,приписывает себе сочинение Загоскина "Юрий Милославский",но она вспоминает истинного автора.Положение создалось безнадежное,но Хлестаков и тут быстро нашелся:"а есть другой "Юрий Милославский",так тот уж точно мой". Для Хлестакова не существует и будущего.Он сконцентрирован только на настоящем.В силу этого Хлестаков не к корыстолюбивым и эгоистическим расчетам.Поскольку наш герой живет одной минутой,постоянное превращение является его естественным состоянием.Принимая какой-либо стиль поведения,Хлестаков мгновенно достигает в нем высшей точки.Но что легко приобретается,легко и теряется.И,заснув главнокомандующим или фельдмаршалом,он просыпается вновь ничтожным человеком. Речь Хлестакова характеризует его как мелкого петербургского чиновника,претендующего на столичную образованность.Он любит для красоты слога употреблять то заковыристые литературные штампывроде:"срывать цветы удовольствия","мы удалимся под сень струй",то французские словечки.В то же время в его языке встречаются бранные и вульгарные словечки,особеннопо отношению к простолюдинам.Своего слугу Осипа Хлестаков называет "скотиной и дураком",а хозяину трактира кричит :"Мошенники,канальи...Подлецы!..Бездельники!"Речь Хлестакова свидетельствует о его полной не остановить на чем-либо свое внимание,она точно передает его духовную нищету. Современник писателя Аполлон Григорьев говорил:"Хлестаков,как мыльный пузырь,надувается подвлиянием благоприятных обстоятельств ,растет в собственных глазах и глазах чиновников,становится все смелее и смелее в хвастовстве...Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве,- и он перестанет уже быть Хлестаковым".Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя. Считаю,что Гоголь открыл в жизни новое явление,имя которому "хлестаковщина".Хлестаковщина - это беззастенчивое ,безудержное хвастовство,вранье,крайняя несерьезность,ложь. Писатель не вывел в своей комедии "положительного героя".Им в "Ревизоре" стал смех-единственное "честное лицо "в комедии. Итак,Хлестаков-главное лицо,смех-главное положительное лицо.Мне кажется,что Гоголь таким примером хотел донести до каждого из зрителя мысль об их личной ответственности за происходящее с ними и вокруг них,напомнить о неменуем возмездии,которое рано или поздно настигнет каждого,кто живет не в ладу с совестью.Подтверждению этому "немая сцена" в финале комедии:приехал настоящий ревизор.Но это,увы не делает его главным лицом комедии,хотя он и настоящий.И пока его нравственные устои зрителю неизвестны,главным лицом комедии по праву остается Хлестаков.
Гоголь говорил:"Хлестаков - самый трудный образ в пьесе".Почему?Да потому,что он все делает без соображения,непреднамеренно.Став виновником всеобщего обмана,Хлестаков никого не обманывал.Сыграв прекрасно роль ревизора,он даже не понял,что играет ее.Только к середине четвертого действия Хлестакову пришло в голову,что его принимают за "государственного человека".Но как раз в этой непреднамеренности -его сила.
Всех поражает поведение Хлестакова.Вот мысли городничего о нашем герои "А и не покраснеет!О,дас ним нужно ухо востро...","Врет,врет и нигде не обоврется!"На городничего произвело впечатление не вранье Хлестакова,а его наглость:"и не покраснеет".Но дело в том,что он совершенно искренен и спровоцировал всю хитроумную игручиновников не хитростью,а чистосердечеем.В образе Хлестакова Н.В.Гоголь представил нам не обычного враля,а большого артиста,вошедшего в роль именно того,за кого его принимают.
Хлестаков ориентируется в создавшейся обстановке с гениальной легкостью.Вот,например,такой эпизод.Хлестаков,желаю покрасоваться перед Марьей Антоновной,приписывает себе сочинение Загоскина "Юрий Милославский",но она вспоминает истинного автора.Положение создалось безнадежное,но Хлестаков и тут быстро нашелся:"а есть другой "Юрий Милославский",так тот уж точно мой".
Для Хлестакова не существует и будущего.Он сконцентрирован только на настоящем.В силу этого Хлестаков не к корыстолюбивым и эгоистическим расчетам.Поскольку наш герой живет одной минутой,постоянное превращение является его естественным состоянием.Принимая какой-либо стиль поведения,Хлестаков мгновенно достигает в нем высшей точки.Но что легко приобретается,легко и теряется.И,заснув главнокомандующим или фельдмаршалом,он просыпается вновь ничтожным человеком.
Речь Хлестакова характеризует его как мелкого петербургского чиновника,претендующего на столичную образованность.Он любит для красоты слога употреблять то заковыристые литературные штампывроде:"срывать цветы удовольствия","мы удалимся под сень струй",то французские словечки.В то же время в его языке встречаются бранные и вульгарные словечки,особеннопо отношению к простолюдинам.Своего слугу Осипа Хлестаков называет "скотиной и дураком",а хозяину трактира кричит :"Мошенники,канальи...Подлецы!..Бездельники!"Речь Хлестакова свидетельствует о его полной не остановить на чем-либо свое внимание,она точно передает его духовную нищету.
Современник писателя Аполлон Григорьев говорил:"Хлестаков,как мыльный пузырь,надувается подвлиянием благоприятных обстоятельств ,растет в собственных глазах и глазах чиновников,становится все смелее и смелее в хвастовстве...Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве,- и он перестанет уже быть Хлестаковым".Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.
Считаю,что Гоголь открыл в жизни новое явление,имя которому "хлестаковщина".Хлестаковщина - это беззастенчивое ,безудержное хвастовство,вранье,крайняя несерьезность,ложь.
Писатель не вывел в своей комедии "положительного героя".Им в "Ревизоре" стал смех-единственное "честное лицо "в комедии.
Итак,Хлестаков-главное лицо,смех-главное положительное лицо.Мне кажется,что Гоголь таким примером хотел донести до каждого из зрителя мысль об их личной ответственности за происходящее с ними и вокруг них,напомнить о неменуем возмездии,которое рано или поздно настигнет каждого,кто живет не в ладу с совестью.Подтверждению этому "немая сцена" в финале комедии:приехал настоящий ревизор.Но это,увы не делает его главным лицом комедии,хотя он и настоящий.И пока его нравственные устои зрителю неизвестны,главным лицом комедии по праву остается Хлестаков.