Для творчества А. С. Пушкина характерно обращение к истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и поэтических, в которых автор не просто воспроизводит те или иные события, но дает им свою оценку с позиции поэта и гражданина. Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Олеге» , написанная в 1821 году, в которой дается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: «Твой щит навратах Цареграда» . Тема торжества русского оружия, героизма русского народа — победителя и освободителя — ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященныхОтечественной войне 1812 года. В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «Перун кагульских берегов» Румянцев, «вождь полунощного флага» Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина» , написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы. Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа, справедливое политическое устройство. После тяжело пережитого всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в России наступила эпоха реакции. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее побудить самодержца к созидательной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I.Кстати, здесь проявились и традиции этики и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историческим произведениям. Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра, взывает в стихотворении «Стансы» : «Будь. . памятью, как он, незлобен» . Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава» . В «Медном всаднике» , где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы» , поднявшим «Россию на дыбы» и прорубившим «окно в Европу» . Драма «Борис Годунов» — новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, согласно которой цель якобы оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя «благими намерениями» , забывая, что именно такими деяниями вымощена дорога в ад. «Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборст-вующих сторон.