Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое важность, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются. Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению добился высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и сообща с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде. Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — результат длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать ещё во час прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут вручить представление о раннем периоде его творчества: в них ещё чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения "высокую" и "низкую" лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: "Прогаркни праздник сей крестьянский" ("Крестьянский праздник"). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в "низких" жанрах: басне, эпиграмме, комедии. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. "В правде черт",— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям вещать "истину... с улыбкой". Обращаясь в своей оде "Фелица" к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, "соединяет патетический ингредиент с комическим... что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине". Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не постоянно, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.
Биография Державина — увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению добился высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и сообща с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде. Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи — результат длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать ещё во час прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут вручить представление о раннем периоде его творчества: в них ещё чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения "высокую" и "низкую" лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: "Прогаркни праздник сей крестьянский" ("Крестьянский праздник"). В нем смешение церковно-славянс-кой и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в "низких" жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт: ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. "В правде черт",— говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям вещать "истину... с улыбкой". Обращаясь в своей оде "Фелица" к Екатерине (Фелица — от пш./ёН.х — счастливая), Державин, по словам Белинского, "соединяет патетический ингредиент с комическим... что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине". Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не постоянно, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.