Одна из
важнейших черт творчества Ивана Сергеевича
Тургенева — желание разобраться во всем,
что происходит в стране. Ярким
произведением, отразившим целый этап в
историческом развитии России второй
половины XIX века,
явился роман “Отцы и дети”. Название
произведения наталкивает на мысль о том,
что в нем будет разрешаться извечный вопрос
— противоречия между поколениями, и он
поднимается автором, но на самом деле
писателя волнует другое. Отцы и дети — это
те, кто живет мыслями уходящего в
поколения, и представители новых идей,
направлений, мыслей, новые люди, рожденные
новым временем. В романе Тургенев пытается
понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение
этого нового человека, разночинца по
происхождению, демократа по политическим
взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает
борьбу мировоззрений двух политических
направлений — дворян-либералов и
революционеров-демократов. На
противопоставлении наиболее активных
представителей этих направлений —
разночинца Базарова и дворянина Павла
Петровича Кирсанова — построен сюжет
романа. Кроме этой основной проблемы
Тургенев поднимает ряд других вопросов,
связанных с нравственным,
культурным, социально-экономическим
развитием России в 60-е годы XIX
века.
Тургенев
ставит вопросы, волнующие передовых людей
того времени: в чем расхождение между
революционерами-демократами и либералами;
как надо относиться к народу, к труду, науке,
искусству; какие преобразования необходимы
в сельском хозяйстве, в экономике? Автор
показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова,
в которых поднимаются эти вопросы.
Итак, тема
дворянства, его роль в жизни. По мнению
Павла Петровича, аристократы — движущая
сила общественного развития. Их идеал — “английская
свобода” (конституционная монархия); путь к
идеалу — либеральный (реформы, гласность,
прогресс). По внешности, по убеждениям Павел
Петрович — аристократ. Правда, как пишет
Писарев, “убеждений у него, по правде
сказать, не имеется, но зато есть привычки,
которыми он очень дорожит” и “по привычке”
доказывает в спорах необходимость “принсипов”.
В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых,
это взгляд на государственное устройство.
Сам дворянин и аристократ, он
придерживается тех же взглядов, что и
большинство дворян того времени. Павел
Петрович за установившиеся порядки, он
монархист. Павел Петрович не переносит
инакомыслия и яростно защищает доктрины,
которым “постоянно противоречили его
поступки”.
Одна из
важнейших черт творчества Ивана Сергеевича
Тургенева — желание разобраться во всем,
что происходит в стране. Ярким
произведением, отразившим целый этап в
историческом развитии России второй
половины XIX века,
явился роман “Отцы и дети”. Название
произведения наталкивает на мысль о том,
что в нем будет разрешаться извечный вопрос
— противоречия между поколениями, и он
поднимается автором, но на самом деле
писателя волнует другое. Отцы и дети — это
те, кто живет мыслями уходящего в
поколения, и представители новых идей,
направлений, мыслей, новые люди, рожденные
новым временем. В романе Тургенев пытается
понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение
этого нового человека, разночинца по
происхождению, демократа по политическим
взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает
борьбу мировоззрений двух политических
направлений — дворян-либералов и
революционеров-демократов. На
противопоставлении наиболее активных
представителей этих направлений —
разночинца Базарова и дворянина Павла
Петровича Кирсанова — построен сюжет
романа. Кроме этой основной проблемы
Тургенев поднимает ряд других вопросов,
связанных с нравственным,
культурным, социально-экономическим
развитием России в 60-е годы XIX
века.
Тургенев
ставит вопросы, волнующие передовых людей
того времени: в чем расхождение между
революционерами-демократами и либералами;
как надо относиться к народу, к труду, науке,
искусству; какие преобразования необходимы
в сельском хозяйстве, в экономике? Автор
показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова,
в которых поднимаются эти вопросы.
Итак, тема
дворянства, его роль в жизни. По мнению
Павла Петровича, аристократы — движущая
сила общественного развития. Их идеал — “английская
свобода” (конституционная монархия); путь к
идеалу — либеральный (реформы, гласность,
прогресс). По внешности, по убеждениям Павел
Петрович — аристократ. Правда, как пишет
Писарев, “убеждений у него, по правде
сказать, не имеется, но зато есть привычки,
которыми он очень дорожит” и “по привычке”
доказывает в спорах необходимость “принсипов”.
В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых,
это взгляд на государственное устройство.
Сам дворянин и аристократ, он
придерживается тех же взглядов, что и
большинство дворян того времени. Павел
Петрович за установившиеся порядки, он
монархист. Павел Петрович не переносит
инакомыслия и яростно защищает доктрины,
которым “постоянно противоречили его
поступки”.