СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ М. Ю. Лермонтов. «Поэт»
1. Стихотворение «Поэт» отрагическом положении поэта в су
временном мире и трагизме его служения. Может ли по
найти в гармонии и красоте поэзии? К чему при
2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актеро
первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоционал
ное содержание актёрского чтения меняется во второй част
стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, усилива
интонации грусти и надежды на возвращение поэта к высо
кой миссии поэзии?
зывает м. Ю. Лермонтов напоминанием о былом и свои
вопросом в конце стихотворения?
1. Вначале давайте попробуем разобраться, о чем говорит стихотворение "Поэт". Во-первых, оно говорит о трагическом состоянии поэта в современном мире. А что такое трагическое состояние? Это когда человек испытывает глубокую боль или угнетение. В нашем случае, поэт чувствует, что его роль в мире, его служение, тоже является трагическим. Но возникает вопрос: может ли он найти в гармонии и красоте поэзии спасение? То есть, может ли поэзия стать для него источником радости и утешения? Это сложный вопрос, и каждый может дать на него свой ответ.
2. Второй вопрос касается эмоций и интонаций в чтении актера. В первой части стихотворения, речь идет о кинжале. Какие чувства и интонации, на ваш взгляд, преобладают в этой части стихотворения? Да, в самом деле, здесь чувствуется грусть и печаль. Почему? Вероятно, потому что в поэт мучается вопросами смысла жизни и ищет что-то, что поможет ему осмыслить себя и свое место в этом мире. Во второй части стихотворения речь идет уже о поэте. И как, на ваш взгляд, эмоциональное содержание актерского чтения меняется? Здесь появляется надежда, возникает ощущение, что поэт все-таки сможет вернуться к своей высокой миссии поэзии. Почему так происходит? Может быть, потому что сам поэт, задавая вопросы о смысле жизни, находит ответы в своей же поэзии, которая для него является спасительной силой.
3. Теперь пришло время подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Ваша задача - усилить интонации грусти и надежды на возвращение поэта к высокой миссии поэзии. Для этого, сначала нужно понять, какие слова и фразы являются ключевыми в каждой части стихотворения. Например, в первой части можно обратить внимание на слова "мрачен", "скорбь", "холодный", "смерть" и т.д. Во второй части - на слова "лети", "гори", "жажду", "в жизнь обрызнись" и т.д. Затем, нужно придать этим словам нужную интонацию, выразить грусть и надежду тембром голоса и выразительностью чтения. Вы можете сначала попробовать прочитать вслух стихотворение своим обычным голосом, а затем постепенно добавлять выразительность в интонации, пока не достигнете желаемого результата.
Теперь давайте вернемся к последней части вопроса. В ней вы спрашиваете, почему Лермонтов завершает стихотворение вопросом. Наше задание - попробовать понять, почему поэт решил сделать именно так. А что таит в себе этот вопрос? Скорее всего, это напоминание о том, что поэзия не только отражает суровую реальность, но и задает нам вопросы, заставляет нас задуматься и искать ответы. Ведь каждый читатель, каждый слушатель может найти в этом стихотворении свое собственное толкование, свои ответы на важные жизненные вопросы.
Теперь, будучи в роли школьного учителя, я могу ответить на вопросы, объяснить сложные моменты и провести урок так, чтобы ученики могли глубже понять стихотворение и его значение.