стихотворение было написано в 1828 году. после возвращения из ссылки в 1826 году пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. в 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании произведения «андрей шенье» и безбожной поэмы «гавриилиада». видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «анчар».
жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его .
в основу сюжета этого произведения пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове ява ядовитого дерева анчар. путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
в своем стихотворении пушкин создает яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
к нему и птица не летит,
и тигр не йдет: лишь вихорь черный
на древо смерти набежит —
и мчится прочь, уже тлетворный.
к этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.
в «анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». царь нарушает закон природы.
композиция. стихотворение делится на две части. в первой дается описание ядовитого дерева. во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. при изображении анчара пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. при этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.
стихотворение было написано в 1828 году. после возвращения из ссылки в 1826 году пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. в 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании произведения «андрей шенье» и безбожной поэмы «гавриилиада». видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «анчар».
жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его .
в основу сюжета этого произведения пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове ява ядовитого дерева анчар. путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
в своем стихотворении пушкин создает яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
к нему и птица не летит,
и тигр не йдет: лишь вихорь черный
на древо смерти набежит —
и мчится прочь, уже тлетворный.
к этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.
в «анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». царь нарушает закон природы.
композиция. стихотворение делится на две части. в первой дается описание ядовитого дерева. во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. при изображении анчара пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. при этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.