Выдумка правду, для правды только и существует выдумка. М. М. Пришвин Сказка – великое чудо, необычайный сплав народной фантазии, прекрасного языка, отражение истории России. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…» – писал А.С. Пушкин. Действительно, сказка всегда была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами души. Сказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша именно как вымысел. Однако, несмотря на свою фантастичность, сказка выражает высокие жизненные идеалы народа, несет в себе веками сложившееся народное представление о том, что в жизни составляет правду и что – кривду. Русская литературная сказка на протяжении веков создавалась, черпая животворные силы из чистого родника народной души. Именно в сказках находится, как мне кажется, тот заповедный ключ, которым можно открыть загадочные тайники русской души. О нашем настоящем и будущем рассказывают «преданья старины глубокой». Они дают «добрым молодцам урок», врачуют сердца ложью» и победой добра над злом. И веришь, что в них, в сказках, можно отыскать ответы на все наболевшие вопросы о смысле бытия, о любви и ненависти, о высоком предназначении человека. Как люблю я русские сказки! Отогреваешься сердцем, читая их. Благодаря им я начинаю верить в то, что пройдут на Руси «смутные» времена, воссияет, наконец, наша матушка Русь в золотом венце славы! Быть может, именно поэтому так нравятся мне и необычные сказки сатирического гения русской литературы М.Е Салтыкова Щедрина. Писатель творчески овладел жанром сказки. В эту форму он как бы переливает все идейно тематическое богатство своей сатиры и таким образом создает своеобразную малую сатирическую энциклопедию для народа. Всего Салтыковым Щедриным написано тридцать две сказки, в которых он отразил все существенные стороны пореформенной России: царское самодержавие и положение угнетенного народа («Медведь на воеводстве»), отношения барина и мужика («Дикий помещик»), каторжный труд народа («Коняга»), подлость и трусость буржуазных интеллигентов, болтающих о свободе и демократии («Либерал»). Жанр сказки получает у Щедрина, писателя революционно демократических убеждений, политическое звучание, становится средством сатирического изображения действительности, хорошо знакомым и доступным народу. Происходит переосмысление сказочных образов и сюжетов. В сказках Щедрина, в отличие от народных, отсутствуют неизменно счастливые концовки. Именно такими и стали сказки, посвященные осмеянию обывательщины («Премудрый пескарь», «Карась идеалист»), на которых я хотел бы остановить внимание.