книга переносит нас в 1458 год. оставив промысел купца, афанасий никитин покидает родной город тверь, чтобы отправиться в ширванскую землю (ныне азербайджан). путь он держит не сам – с ним его купцы на двух кораблях. мимо углича, по волге и до костромы плывут они до владений князя ивана iii и дальше по реке. посол самого князя направляется вперед, а афанасий решает дождаться хасен-бека, что служит татарским посланником. афанасий никитин, за время плавания, делает несколько путевых заметок: о дербентском (каспийском) море, называя его «дарьей», что в переводе с персидского означает – море. описывает он и дарью гундустанскую (индийское море) и дарью стамбульскую (черное море).
внезапно путников настигают татары: они грабят судна, убивают большую часть команды, оставшихся берут в плен. прошению никитина хасен-беку и послу князя ивана iii василию панину, людей отпускают, но не имея больше имущества, они расходятся кто куда.
афанасий живет долгое время в различных больших и малых городах. однажды в городе джуннаре его жеребца отбирает хан, узнав, что никитин не мусульманин, а русин. он дает афанасию четыре дня, чтобы обратиться в мусульманскую веру. на кануне последнего дня, в спасов день, к афанасию приходит мухамед, возвращает жеребца, тем самым освобождает никитина от обязательств. афанасий считает, что господь сжалился и случилось чудо спасового дня.
никитин снова отправляется в путь, описывая при этом жизнь народов индии. что простые люди ходят без одежды, а бой ведут верхом на слонах, что в индии аж семьдесят четыре веры, а люди разных конфесий друг с другом не якшаются. сам повествователь сетует, что книги его священные пропали, а сам он сбился с церковного календаря - его приходиться определять день пасхи по звездному нему. это становиться причиной, для того, чтобы снова вернуться домой. по пути афанасий снова обозревает все, что видит: город где производят шелк, где алмазы, предостерегая будущих мореплавателей от опасностей.
так он добирается до эфиопии, а позже плывет до кафы, где его судно грабят, а самого никитина принимают за врага. молясь, чтобы бог послал ему подходящую для плавания погоду, афанасий заканчивает свое повествование.
«хождение за три моря» - первое описание средневековой индии европейцем, написанное с отсутствием расового подхода и толерантностью. оно учит нас веротерпимости и раскрывает уникальность других народов.
в 1458 г. предположительно купец афанасий никитин отправляется из родной твери в ширванскую землю (на территории теперешнего азербайджана). у него с собой путевые грамоты от великого князя тверского михаила борисовича и от архиепископа тверского геннадия. с ним ещё купцы — всего идут на двух судах. двигаются по волге, мимо клязьминского монастыря, проходят углич и добираются до костромы, находившейся во владениях ивана iii. его наместник пропускает афанасия далее.
василий панин, посол великого князя в ширване, к которому афанасий хотел присоединиться, уже прошёл вниз по волге. никитин ждёт две недели хасан-бека — посла ширваншаха татарского. едет он с кречетами «от великого князя ивана, и кречетов у него было девяносто». вместе с послом они двигаются дальше.
реклама электронной книги:
обложка книги
хождение за три моря
имя тверского купца афанасия никитина (ок. 1433–1472) у всех на слуху. всем известно, что он ходил в индию и оставил «хождение за три моря», и, если заглянуть в карту, можно даже догадаться, что три моря – это черное, каспийское и аравийское. но многие ли имели удовольствие наслодиться этим замечательным повествованием? путешествие за три моря не было первым для
читать дальше »
в пути афанасий делает записи о своём хождении за три моря: «первое море дербентское (каспийское), дарья хвалисская; второе море — индийское, дарья гундустанская; третье море чёрное, дарья стамбульская» (дарья по-перс. — море).
казань прошли без препятствий. орду, услан, сарай и берензань прошли благополучно. купцов , что караван подстерегают татары. хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. татары настигли их в богуне (на отмели в устье волги). в перестрелке были убитые с обеих сторон. меньшее судно, на котором была и поклажа афанасия, разграблено. большое судно дошло до моря и село на мель. и его тоже разграбили и четверых взяли в плен. остальных отпустили «голыми головами в море». и они пошли, когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен.
в дербенте афанасий просит у василия панина, который благополучно дошёл до каспия, и хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. после долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. и разошлись они кто куда.
иные остались в шемахе, другие пошли работать в баку. афанасий же самостоятельно идёт в дербент, затем в баку, «где огонь горит неугасимый», из баку за море — в чапакур. здесь он живёт полгода, месяц в сари, месяц в амале, о рее он говорит, что здесь убили потомков мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. в кашане он живёт месяц, месяц в езде, где « скот кормят финиками». многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». морем добирается до ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. через месяц он, «после пасхи в день радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море индийское». доходят до комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до чаула.
у афанасия ко всему, что касается торговли, живой интерес. он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». афанасий привёз жеребца «в индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. в джуннаре хан отбирает у афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если афанасий перейдёт в мусульманскую веру. и срок назначил: четыре дня на спасов день, на успенский пост. но накануне спасова дня приехал казначей мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). он заступился за купца. никитину возвратили жеребца. никитин считает, что «случилось господне чудо на спасов день», «господь бог не оставил меня, грешного, милостью своей».
в бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу коней, камку (ткань), шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для земли товара тут нет»
живо описывает никитин нравы, обычаи народов, живущих в индии.
ответ:
краткое содержание никитин хождение за три моря
книга переносит нас в 1458 год. оставив промысел купца, афанасий никитин покидает родной город тверь, чтобы отправиться в ширванскую землю (ныне азербайджан). путь он держит не сам – с ним его купцы на двух кораблях. мимо углича, по волге и до костромы плывут они до владений князя ивана iii и дальше по реке. посол самого князя направляется вперед, а афанасий решает дождаться хасен-бека, что служит татарским посланником. афанасий никитин, за время плавания, делает несколько путевых заметок: о дербентском (каспийском) море, называя его «дарьей», что в переводе с персидского означает – море. описывает он и дарью гундустанскую (индийское море) и дарью стамбульскую (черное море).
внезапно путников настигают татары: они грабят судна, убивают большую часть команды, оставшихся берут в плен. прошению никитина хасен-беку и послу князя ивана iii василию панину, людей отпускают, но не имея больше имущества, они расходятся кто куда.
афанасий живет долгое время в различных больших и малых городах. однажды в городе джуннаре его жеребца отбирает хан, узнав, что никитин не мусульманин, а русин. он дает афанасию четыре дня, чтобы обратиться в мусульманскую веру. на кануне последнего дня, в спасов день, к афанасию приходит мухамед, возвращает жеребца, тем самым освобождает никитина от обязательств. афанасий считает, что господь сжалился и случилось чудо спасового дня.
никитин снова отправляется в путь, описывая при этом жизнь народов индии. что простые люди ходят без одежды, а бой ведут верхом на слонах, что в индии аж семьдесят четыре веры, а люди разных конфесий друг с другом не якшаются. сам повествователь сетует, что книги его священные пропали, а сам он сбился с церковного календаря - его приходиться определять день пасхи по звездному нему. это становиться причиной, для того, чтобы снова вернуться домой. по пути афанасий снова обозревает все, что видит: город где производят шелк, где алмазы, предостерегая будущих мореплавателей от опасностей.
так он добирается до эфиопии, а позже плывет до кафы, где его судно грабят, а самого никитина принимают за врага. молясь, чтобы бог послал ему подходящую для плавания погоду, афанасий заканчивает свое повествование.
«хождение за три моря» - первое описание средневековой индии европейцем, написанное с отсутствием расового подхода и толерантностью. оно учит нас веротерпимости и раскрывает уникальность других народов.
объяснение:
ответ:
в 1458 г. предположительно купец афанасий никитин отправляется из родной твери в ширванскую землю (на территории теперешнего азербайджана). у него с собой путевые грамоты от великого князя тверского михаила борисовича и от архиепископа тверского геннадия. с ним ещё купцы — всего идут на двух судах. двигаются по волге, мимо клязьминского монастыря, проходят углич и добираются до костромы, находившейся во владениях ивана iii. его наместник пропускает афанасия далее.
василий панин, посол великого князя в ширване, к которому афанасий хотел присоединиться, уже прошёл вниз по волге. никитин ждёт две недели хасан-бека — посла ширваншаха татарского. едет он с кречетами «от великого князя ивана, и кречетов у него было девяносто». вместе с послом они двигаются дальше.
реклама электронной книги:
обложка книги
хождение за три моря
имя тверского купца афанасия никитина (ок. 1433–1472) у всех на слуху. всем известно, что он ходил в индию и оставил «хождение за три моря», и, если заглянуть в карту, можно даже догадаться, что три моря – это черное, каспийское и аравийское. но многие ли имели удовольствие наслодиться этим замечательным повествованием? путешествие за три моря не было первым для
читать дальше »
в пути афанасий делает записи о своём хождении за три моря: «первое море дербентское (каспийское), дарья хвалисская; второе море — индийское, дарья гундустанская; третье море чёрное, дарья стамбульская» (дарья по-перс. — море).
казань прошли без препятствий. орду, услан, сарай и берензань прошли благополучно. купцов , что караван подстерегают татары. хасан-бек даёт подарки осведомителям, чтобы они провели их безопасным путём. неверные подарки взяли, однако весть об их приближении подали. татары настигли их в богуне (на отмели в устье волги). в перестрелке были убитые с обеих сторон. меньшее судно, на котором была и поклажа афанасия, разграблено. большое судно дошло до моря и село на мель. и его тоже разграбили и четверых взяли в плен. остальных отпустили «голыми головами в море». и они пошли, когда путники вышли на берег, и тут их взяли в плен.
в дербенте афанасий просит у василия панина, который благополучно дошёл до каспия, и хасан-бека, чтоб заступились за людей, захваченных в плен, и вернули товары. после долгих хлопот людей отпускают, а больше ничего не возвращают. считалось, то, что пришло с моря, — собственность владельца побережья. и разошлись они кто куда.
иные остались в шемахе, другие пошли работать в баку. афанасий же самостоятельно идёт в дербент, затем в баку, «где огонь горит неугасимый», из баку за море — в чапакур. здесь он живёт полгода, месяц в сари, месяц в амале, о рее он говорит, что здесь убили потомков мухаммеда, от проклятия которого семьдесят городов разрушились. в кашане он живёт месяц, месяц в езде, где « скот кормят финиками». многие города он не называет, потому как «много ещё городов больших». морем добирается до ормуза на острове, где «море наступает на него всякий день по два раза» (впервые видит приливы и отливы), а солнечный жар может человека сжечь. через месяц он, «после пасхи в день радуницы», направляется на таве (индийское судно без верхней палубы) «с конями за море индийское». доходят до комбея, «где родится краска и лак» (основные продукты экспорта, кроме пряностей и тканей), а затем идут до чаула.
у афанасия ко всему, что касается торговли, живой интерес. он изучает состояние рынка и досадует, что солгали ему: «говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска». афанасий привёз жеребца «в индийскую землю», за которого заплатил сто рублей. в джуннаре хан отбирает у афанасия жеребца, узнав, что купец не мусульманин, а русин. хан обещает вернуть жеребца и ещё дать тысячу золотых в придачу, если афанасий перейдёт в мусульманскую веру. и срок назначил: четыре дня на спасов день, на успенский пост. но накануне спасова дня приехал казначей мухамед, хорасанец (личность его до сих пор не установлена). он заступился за купца. никитину возвратили жеребца. никитин считает, что «случилось господне чудо на спасов день», «господь бог не оставил меня, грешного, милостью своей».
в бидаре он опять интересуется товаром — «на торгу коней, камку (ткань), шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для земли товара тут нет»
живо описывает никитин нравы, обычаи народов, живущих в индии.
это не все