Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные – из трёх. Более простые – двусложные, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного – на четные, у другого – на нечётные. Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения. МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный. ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный. Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком –, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки. –+/–+/–+/–+/– –+/–+/–+/–+/– Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В ХОРЕЕ наоборот – ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин. БУря мглОю нЕбо крОет, + – / + – / + – / + – ВИхри снЕжные крутЯ… + – / + – / – – /+ Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером изобразить бурю. Вообще, считается, что ямб – это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода – героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…» , кстати, тоже ямб. «Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой» . Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод. Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или анти Но это неспециалисту уже знать необязательно. А если в стопе три слога? Значит, вам достался один из трёхсложных размеров. Например, четырёхстопный дактиль: Слав-на-я+о-сень-здо+ро-вый-яд+рё-ный Воз-дух-у+ста-лы-е+си-лы-бод+рит (Некрасов) ДАКТИЛЬ - трёхсложный размер с ударением на первом слоге. АМФИБРАХИЙ - трёхсложный размер с ударением на втором слоге. АНАПЕСТ - трёхсложный размер с ударением на третьем слоге. Амфибрахий: И-скуч-но+и-груст-но+и-не-ко+му-ру-ку+по-дать Вми-ну-ту+ду-шев-ной+не-взго-ды (Лермонтов) Анапест: Не-бы-ва+ла-я-о+сень-по-стро+и-ла-ку+пол-вы-со-кий Был-при-каз+об-ла-кам+э-тот-ку+пол-со-бой+не-тем-нить
Более простые – двусложные, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного – на четные, у другого – на нечётные.
Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком –, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
–+/–+/–+/–+/–
–+/–+/–+/–+/–
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
В ХОРЕЕ наоборот – ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.
БУря мглОю нЕбо крОет, + – / + – / + – / + –
ВИхри снЕжные крутЯ… + – / + – / – – /+
Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером изобразить бурю.
Вообще, считается, что ямб – это более спокойный, светлый, песенный размер. Древние греки писали ямбом сатирические стихи, а поэзию делили на два рода – героическую и ямбическую. Самым любимым размером наших поэтов считается четырёхстопный ямб. «Вне зоны доступа…» , кстати, тоже ямб.
«Хорей» с греческого языка дословно переводится как «плясовой» . Однокоренными к этому слову будут слова хор и хоровод.
Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или анти Но это неспециалисту уже знать необязательно.
А если в стопе три слога? Значит, вам достался один из трёхсложных размеров. Например, четырёхстопный дактиль:
Слав-на-я+о-сень-здо+ро-вый-яд+рё-ный
Воз-дух-у+ста-лы-е+си-лы-бод+рит (Некрасов)
ДАКТИЛЬ - трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
АМФИБРАХИЙ - трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
АНАПЕСТ - трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Амфибрахий:
И-скуч-но+и-груст-но+и-не-ко+му-ру-ку+по-дать
Вми-ну-ту+ду-шев-ной+не-взго-ды (Лермонтов)
Анапест:
Не-бы-ва+ла-я-о+сень-по-стро+и-ла-ку+пол-вы-со-кий
Был-при-каз+об-ла-кам+э-тот-ку+пол-со-бой+не-тем-нить