Шесть братьёв и все Агафоны1
Как у нас на селе заспорил Лука с Петром, сомутилася вода с песком, у невестки с золовками был бой большой: на том бою кашу-горюху поранили, киселя-горюна во полон полонили, репу с морковью подкопом взяли, капусту под меч приклонили2. А я на бой не поспел, на лавочке В то время жили мы шесть братьев — все Агафоны, батюшка был Тарас, а матушка — не помню, как звалась; да что до названья? Пусть будет Маланья4. Я-то родом был меньшой, да разумом большой5.
Вот поехали люди землю пахать, а мы, шесть братьев, руками махать6. Люди-то думают: мы пашем да на лошадей руками машем, а мы промеж себя управляемся7. А батюшка навязал на кнут зерно гречихи, махнул раз-другой и забросил далеко8.
Уродилась у нас гречиха предобрая9. Люди вышли в поле жать, а мы в бороздах лежать; до обеда пролежали, после обеда и наставили много хлеба: скирда от скирды, как от Казани до Москвы10. Стали молотить — вышла целая горсть гречихи11.
На другой год батюшка спрашивает:
— Сынки мои возлюбленные, где нам нынче гречиху сеять?
Я — брат меньшой, да разумом большой, говорю батюшке:
— Посеем на печке, потому что земля та порожняя, все равно круглый год гуляет!12
Посеяли на печке, а изба у нас была большая: на первом венце порог, на другом потолок, окна и двери буравом наверчены13. Хоть сидеть в избе нельзя, да глядеть гожа.
Батюшка был тогда больно заботлив, рано утром вставал — чуть заря занимается, и все на улицу глазел. Мороз-то и заберись к нам в окно да на печку14 — вся гречиха позябла. Вот шесть братьев стали горевать: как гречиху с печи собирать?
А я — родом меньшой, да разумом большой.
— Надобно, — говорю, — гречиху скосить, в омет свозить.
— Где же нам омет метать?
— Как — где? На печном столбе15: место порожнее.
Сметали большой омет16.
Была у нас в дому кошка лыса: почуй она, что в гречихе крыса, бросилась ловить и прямо-таки о печной столб лбом пришлась; омет упал да в лохань попал. Шесть братьев горевать: как из лохани омет убирать? На ту пору пришла кобыла сера, омет из лохани съела; стала вон из избы бежать, да в дверях и завязла. Задние ноги в избе, а передние на улице. Зачала она скакать, избу по улице таскать; а мы сидим да глядим: что-то будет! Кобыла вырвалась, я сейчас в гриву ей вцепился, верхом на нее ввалился и поехал в кабак. Разгулялся добрый молодец; попалось мне в глаза у целовальника ружье славное17.
— Что, — спрашиваю, — заветное аль продажное?
— Продажное18.
Ну, хоть полтину и заплатил, да ружье купил19.
Поехал в дубовую рощу за дичью; гляжу: сидит тетерев на дубу. Я прицелился, а кремня-то нет! Коли в город за кремнем ехать, будет десять верст — далеко птица улетит20.
Думаючи этак сам с собою, задел невзначай полушубком за дубовый сук; кобыла моя рванула с испугу да как треснет меня башкой о дерево — так искры из глаз и посыпались!21
Одна искра упала на полку, ружье выстрелило и убило тетерева; тетерев упал да на зайца попал; а заяц сгоряча вскочил, да что про меня дичины набил!22
Тут я обозом в Саратов отправился; торговал-продавал, на пятьсот рублей дичины сбывал23.
На те деньги я женился, взял себе славную хозяюшку24. Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины25.
Анализ сказки
1. Какой приём использовал отец, назвав всех шестерых сыновей одинаково?
2. Кто такая золовка (самый страшный родственник)?
3. Какая разновидность комического используется в сказочном зачине?
- юмор - ирония - сатира - сарказм
4. Что образуют выделенные слова?
5. Определите художественный приём.
6. Найдите ассонанс (повтор ударных гласных).
7. Подберите слово к схеме:
приставка+корень+суффикс+окончание+суффикс.
8. Найдите символ власти.
9. Какой вид комического используется в этом предложении?
- юмор - ирония - сатира - сарказм
10. В какой приём превратилось сравнение?
11. Определите разновидность сложного предложения.
12. Какой термин характеризует беседу сына и отца?
13. Что такое венец в избе?
14. Определите художественный приём.
15*. На какие две половины делил русскую избу печной столб?
16. Куча чего обычно образовывала омёт?
17. Найдите в этом абзаце слово, называвшее хозяина кабака.
18. Какие художественные приёмы украшают диалог?
19. Выпишите все союзы.
20. Для чего в ружье использовался креме'нь?
21. Найдите слово.
22. Куда сыпали порох, чтобы ружьё выстрелило?
23. Назовите самый большой город на Волге
24. Как называется эта композиционная часть?
25. Какой полезный совет даёт Агафон читателям?