Сформулировать проблему текста и дать 2 комментария. Моего брата звали Маркс. Он погиб в последние дни Корсунь-Шевченковской битвы в деревне Хильки. Он самые тяжёлые битвы Великой Отечественной: Сталинград, Курскую дугу и, наконец, Корсунь-Шевченковское побоище. Эта битва закончилась 17 февраля 1944 года, а накануне - 15 февраля - Марксик погиб. Как он погиб, мы не знаем. Была просто похоронка, потом пришло письмо, где ещё раз подтверждалось, что он пал в боях за Родину, поскольку мама продолжала посылать запросы, всё ещё на что-то надеясь. ответы повторялись с одним стандартным текстом: погиб в боях за социалистическую Родину...

В 1956 году я решил поехать в Хильки вместе с Борисом Петровичем Захарченей, моим товарищем по Физтеху.

Хильки - небольшая деревня. В её центре - большая братская могила. Возвышается стандартная фигура солдата-автоматчика, белая, гипсовая. Пока мы осматривались, пришли бабушки, мы с ними поговорили, и они рассказали, какая жуткая здесь была битва, как они прятались по подпольям. Только в одной этой деревне были сожжены десятки немецких танков. А ещё рядом, говорили они, есть деревня Комаровка - Комаривка, как они произносят. Между этими двумя деревнями лежит большое поле, оно называется Бойково поле. Нам сказали, что на нём погибли пять тысяч нем­цев и три тысячи наших. Потом, уже вдвоём, мы молча долго стояли у могилы...

У могилы брата. Деревня Хильки, Украина. 1956 год.
У могилы брата. Деревня Хильки, Украина. 1956 год. Фото: из книги Ж. Алфёрова «Наука и общество»
Второй раз я посетил могилу брата в 1969 году. Я был в командировке на Украине вместе с товарищем Дмитрием Николаевичем Третьяковым. Когда мы возвращались домой, я предложил: «А давай заедем в Хильки!» Диму не нужно долго уговаривать, мы так и сделали.

И вот чего я никогда не забуду. Мы подошли к могиле, на которой я уже один раз был. И стою я у могилы. И Дима недалеко от меня. Подошла бабушка и, обращаясь ко мне, говорит: «А что ты на нашей могиле робишь? Или кто из родных тут лежит?»

Я ей ничего не успел ответить, а Дима сказал, что здесь погиб мой брат и он похоронен в этой могиле.

- Брат? За нашу деревню? В нашей могиле лежит?

Сохранение истории стало делом жизни бабушки Аршалуйс. Пост памяти. 70 лет за братской могилой ухаживает одна семья Через полчаса пришла вся деревня. Они принесли столы. Они поставили возле братской могилы эти столы, принесли самогонку, закуску, и вся деревня села справлять поминки по моему брату.
Это было часов в двенадцать дня. Мы просидели там до шести вечера! Мы произносили речи и тосты, мы пели военные песни. На прощание жители деревни подарили мне большую кошёлку, в которой были две бутылки самогонки для отца, чернослив и сухофрукты для мамы. Сказали, что у мамы, наверное, гипертония, а чернослив понижает давление. И ещё подарили большой украинский платок. Тоже для мамы. На память.

Вся деревня пошла провожать нас к автобусу. До той поры они не знали меня, и я их никогда раньше не видел. Но теперь мы расставались как родные. Они снова и снова рассказывали о жестоких боях, которые шли в этих местах. Молодая девушка лет восемнадцати, секретарь комсомольской организации колхоза, подарила мне книгу на украинском языке про Корсунь-Шевченковскую битву. Эта книга и сейчас хранится у меня дома.

С тех пор я каждый год приезжал в Хильки, стал у них почётным гражданином. В 2013-м я проводил в Киеве заседание Сколковского консультативного совета. И когда научная повест­ка была исчерпана, я предложил всем, включая иностранных учёных, съездить в Черкасскую область, в Хильки. Разумеется, там нас очень тепло приняли. И мой американский коллега, профессор и нобелевский лауреат Роджер Корнберг, пообщавшись с местными жителями, сказал мне слова, которые сейчас актуальны как никогда: «Жорес, вы ведь один народ! Вас нельзя было делить!»​

1Polina2211 1Polina2211    1   23.12.2020 10:45    33

Другие вопросы по теме Литература