Сельское кладбище 1 какое чувство вызывает? 2 какая антитеза лежит в основе лирического сюжета? 3 как создается поэтом условный идеальный пейзаж? 4 как сочетаются различные по эмоциональной окраске эпитеты? 5 какова особенность лексики? какое настроение создается с ее ?
1 - настроение грустное.. . задумчивое.. . элегическое... Как нам кажется, здесь Жуковский подходит к иному типу элегии, впрочем, смежному с «кладбищенской» — это «унылая» элегия.
2 - время дня - вечер.. . вечер более склоняет к меланхолии раздумьям и грусти.. .
3 - место действия известно из названия.. .
4 - вводится собирательный образ — «праотцы села» , обитатели сельского кладбища, обозначаемые местоимением «они» («Ничто не воззовет от тяжкого их сна» , «Не будут более сынов своих лобзать» , «плуг, их мышцей напряженный» <курсив наш. — Т. Ф. > и т. д.) . Обитателям сельского клабища противопоставлены «они» — «судьбы и счастия наперсники надменны» , и собирательное, инклюзивное «мы» — живые, еще живущие:
Кроме того, существует и противопоставление «наперсников надменных» и «мы» в моральном смысле; этически «мы» совмещается с «праотцами» . Однако «мы» и «они» — наперсники счастия» одинаково противостоят «праотцам села» как еще живые — мертвым:
В средней части элегии развитие сюжета ведет к постепенному совмещению «мы» и «они» , т. е. «праотцы» , через актуализацию темы грядущей смерти «мы». Здесь меняются местами «мы» и «они» : первые — умирающие и умершие, последние — живые. .
Местоименная организация дополнительно осложняется введением «ты» — объекта, к которому обращается лирический субъект и который описан как «природы сын, чувствительный душой» . Сюжет позволяет отождествить это «ты» с самим лирическим субъектом, а характеристику его читать как автохарактеристику («Который спящим здесь свой голос посвящаешь, / И скромны их дела потомкам возвещаешь») .
Количество персонажей увеличивается: в финальной части этой редакции появляется, как и в оригинале, старец-поселянин, который рассказывает о смерти «чувствительного» . Но здесь слушателем рассказа является друг, «любимец» покойного. Впрочем, весь этот эпизод имеет условную модальность; смерть «чувствительного» героя только предвидится:
5 - настроение элегии создается меланхолическими фразами а также соответственными эпитетами: унылый звон... угрюмою судьбой.. . прискорбный, сумрачный... он пение гробовое.. . и т. п а также восклицания : ах!