Стихотворение «с добрым утром» было написано есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность. «певец родной деревни», « природы» — эти штампы основательно приклеились к сергею есенину ещё при его жизни. никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.
Подумайте, о чем это стихотворение? какова его тема? каков характер стихотворения? какое настроение создает стихотворение сергея есенина “с добрым утром”? какими средствами выразительности языка воспользовался поэт? (стихотворение о природе, это пейзажная лирика) - обратите внимание на , которые нужно решить на уроке (слайд 2). - постарайтесь проследить за тем, как движется взгляд поэта, как он показывает читателю картину природы. первая строфа: задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. первая и последняя строки этой строфы показывают нам небо (звезды золотые, сетку небосклона) – верхнюю границу мира. вторая и третья строка показывают нам воду (зеркало затона, заводи речные) – нижнюю границу мира. таким образом, взгляд поэта, перемещаясь вверх-вниз-вверх, заставляет читателя тоже охватить взглядом весь огромный мир. (слайд 4/1) вторая строфа. улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. - внимательно всмотритесь в картину, которую рисует поэт. как движется его взгляд? какой прием использует поэт? (каждая следующая строчка этой строфы дает все более детальное описание любимого дерева поэта, словно картина наплывает на нас. мы вместе с поэтом все более внимательно рассматриваем деревья, вглядываемся в них. используется прием приближения) . таким образом, центральная строфа стихотворения показывает читателю срединный мир общей картины. (слайд 4/2) третья строфа. у плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: "с добрым утром! ". - на что поэт обращает внимание читателя? проследим за взглядом поэта. взгляд опускается до нижней горизонтали картины, до уровня травы: “у плетня… крапива”. (слайд 4/3) - насколько ожидаемой оказалась для нас самая последняя строка стихотворения? как она почувствовать настроение поэта? вряд ли мы рассчитывали услышать поздравление "с добрым утром! " от лица крапивы. недаром поэт использовал здесь слово “шаловливо”, потому что он, верно, и сам немного пошалил с читателем. поэт намеренно использовал образ самого непритязательного растения для произнесения самой главной фразы произведения, чтобы показать, что в природе нет избранных, что все одинаково рады наступлению нового дня. 3. работа над средствами выразительности языка в стихотворении. - рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека. в нашу входит поиск средств выразительности языка, среди которых часто встречается эпитет. вспомним, что такое эпитет? ответы учеников подтверждает слайд 5. запишем определение эпитета в тетрадь. слайд 6 предлагает найти в стихотворении эпитеты. эту работу нужно сделать самостоятельно и проверить ее всем вместе по слайду 7. вспомним, что такое олицетворение, которое тоже часто встречается в поэтических текстах пейзажного характера. ответ проверим по слайду 8. запишем определение олицетворения в тетрадь. слайд 9 предлагает нам по поиску олицетворения, которую надо решить самостоятельно за одну минуту, а правильность решения ее мы проверим по слайду 10. повторим по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения (слайд 11) и проверим себя по слайду 12. на работу отводится одна минута. еще раз за одну минуту решим по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения (слайд 13) и проверим себя по слайду 14. вспомним, что такое метафора. чем метафора отличается от сравнения? проверим себя по слайду 15. запишем определение метафоры в тетрадь. за одну минуту решим по поиску метафоры в строфе стихотворения (слайд 16). подготовленный ученик даст определение слову “затон”. проверим себя по слайду 17. повторим по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения (слайд 18) и проверим себя по слайду 19. на работу отводится одна минут