Сделайте, что можете Практическая работа 18. Тема: «Александр Александрович Блок. Поэма «Двенадцать»»
Задание 1. Прочитайте поэму «Двенадцать» и ответьте на во Сегодня я – гений», – записал поэт в дневнике, закончив «Двенадцать». Вы согласны с ним? Ваше мнение о поэме? Какие ее строки показались вам самыми сильными?
Какие мотивы намечены поэтом в дневниковых записях?
Как построено произведение?
Найдите переклички между главами:
1) Как развивается сюжет поэмы?
2) Как композиционно передаётся движение?
3) Сопоставьте поэму с лирикой Блока: узнали ли вы в «Двенадцати» голос уже знакомого вам поэта? Какие перемены в нем произошли и как вы их объясните?
4) Как создает поэт образ Революции?
5) Отберите лексику со значением отношения поэта к историческому событию, его гражданского и творческого выбора.
6) Кто герои поэмы и как вы их поняли?
7) А какие ассоциации возникают у вас при слове «ветер»? Что же такое ветер в поэме «Двенадцать»?
8) Расскажите историю Кати и Петрухи. Каким предстает Петруха?
9) Что привлекло к трагическому убийству? Кто вершит правосудие?
10) Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину. Примитивен Петруха только для поверхностного взгляда.
11) Вспомните 5-ю главу. В ней развертывается драма ревности. Жалко ли вам Катьку? Как вы думаете, что символизирует этот образ?
12) Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока.
...Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?
Задание 2. Запишите свои размышления: «Я прочитал поэму Блока...»