Сделать аналитическую работу по .
стихотворение пасека жизни
ночь прилетает пчёлками звёзд,
мёдом небесным полна глубина,
мёдом луны золотится волна,
мёдом волны отражается мост,
мёд фонарей в стеклоте пузырей, –
пасека жизни мёдом полна,
мёд отражений, свет из окна
в нём это – она,
пасека жизни, створчатый воск
с творческих створок, скороговорок
с мёдом небесным – сквозь мрак или морок,
с мёдом луны, что задаром, за так
пасечник бог раздаёт человекам,
жизни волокнам, окнам и рекам,
с творческих створок – сквозь морок и мрак!
Автор этого прекрасного стихотворения – Юнна Мориц, ее песенки и стихи для детей знает каждый ребенок. А это стихотворение, написанное на пороге 80-летия поэтессы в 2016 году, показывает восприятие автором смысла жизни и устройства мира. Дети легко воспримут эту наглядную модель мира и свое место в нем, а взрослых оно заставит задуматься о смысле жизни.
Поэтому жанр его – философско-лирическое стихотворение.
Оно начинается с описания ночного пейзажа с выделением теплого, медового, цвета. Далее лирический герой видит, что в этом небесном меду отражается все, и все, в свою очередь, является частичкой этого меда. Он приходит к пониманию, что наш мир – пасека Творца. Бог создал небо и землю, наделяет жизнью не только человека, но и каждую частичку Вселенной, и, собирая мед, связывающий все элементы, поддерживает мироздание.
Эта гармония и является темой стихотворения, идею которого можно понять, как призыв каждому человеку, трудясь как пчелка, внести в нее капельку своего меда. Пчелы собирают нектар с цветов, преобразуют его в мед, а зимой им, собранным общими усилиями, питаются. А не улей ли человеческое общество? Не пасека Бога ли наш мир?
В стихотворении явно прослеживаются евангельский мотив – "Вначале было слово" - и мотив творчества через морок и мрак. Именно строки создают створки – соты для небесного меда. К этому выводу приходит лирический герой, выражая, несомненно, мнение автора. Чувствуется, что Юнна Мориц писала стихи в приподнятом настроении, радуясь, что к ней пришло понимание сути бытия – пасеки жизни.
Такое же теплое чувство вызывает оно и у читателя. И художественные средства этому всецело
Ритмическая организация и рифмовка стихотворения своеобразна. В основном оно написано четырехстопным дактилем с неполной последней стопой каждого стиха. Но в середине 1,6,7.9,10,14-го стихов одна дактильная стопа заменяется хорейной. В этих местах при чтении вместо пропущенного слога создается пауза, выделяющая начало этого стиха.
В первой, описательной, части стихотворения стихи заканчивает ударный слог, которой мужской рифмой создает своеобразный ритм, придающий цельность каждому стиху. Во второй, философской, части ритм замедляется, появляются женские рифмы, создается впечатление размышления.
Стихотворение не разделено на строфы, рифмовка разнообразная, много рифм и созвучий внутри стиха, а 5-й стих по рифме можно разделить на два, так как всего их в стихотворении только 15.
В стихотворении много тропов, их зачастую трудно разграничить, но ими создается удивительно яркая картина. Олицетворение ночи в первом стихе одушевляет все описываемое. Метафора звезды-пчелки и ночь прилетела, подразумевается, как пчелка. Эпитеты тоже метафоричны: небесный мед, творческие створки, створчатый воск.
Лексический повтор мед по всему стиху не оставляет у читателя сомнения в том, что мы живем на пасеке жизни. Глаголов в тексте мало, а существительных - много. Есть и неологизм – стеклота пузырей, точно описывающих их отражательную и хрупкость. Поэтесса написала картину, которую рассматриваешь, переводя взгляд с неба на волны, на отражение в воде моста, фонарей, светящихся окон луны и неба. А все стихотворение – два предложения, заканчивающихся восклицательными знаками!
Эта картина остается в памяти надолго. Я рада, что мне встретилось это стихотворение. Кроме образов и философской наполненности очень понравилось его звучание, например: "… створчатый воск /С творческих створок, скороговорок" . Интересно в нем и двойное повторение синонимов морок и мрак. Понимаешь, что речь не только о физической темноте, но и наваждении, помрачении сознания, лживых истинах, преодолевать которое слово.
Приложение: 1. Определение размера и рифмовки стихотворения.
2 и 3. Иллюстрации по ассоциации.