образ гетмана мазепы в художественных произведениях — изображение мазепы в художественной , живописи, кинематографии, музыке и в театральных постановках деятелями культуры и искусства. судьба ивана мазепы интересовала многих знаменитых писателей, поэтов, художников и композиторов из разных стран: сша, канады, , германии, россии и т. д.
остановка спектаклей с образом мазепы на театральных сценах мира началась в америке[1], а затем продолжилась в странах европы (особенно в германии, франции и ) и лишь во второй половине хіх столетия достигла россии. во время этих постановок, с легкой руки г. пейна, л. кюмевьера и г. м. мильнера, гетман мазепа трансформировался в татарского князя, а потом стал ассоциироваться с обнаженным всадником, который мчится на коне дикой степью. для интриги зрителей, мазепу даже превращали в женщину. эта идея принадлежит американскому ипрессарио джону смиту, который предложил исполнение такой роли актрисе аде исаак менкен.
среди основных сценических жанров, которые представляли образ мазепы, были драмы, трагедии, пантомимы, оперы — буф, а также гиподрамы и конные шутки:
«великая идея» — театрализованное представление в карнеги-холле, постановка комитета лиги украинской молодежи северной америки, (нью-йорк, 1949);
«гетман иван мазепа: три картины из жизни великого гетмана» — театрализованное представление в карнеги холле, постановка комитета лиги украинской молодежи северной америки, (нью-йорк, 1959);
«распятый мазепа» — пьеса ивана огиенко (канада); «мазепа» поэма байрон: поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного мазепу, польского короля яна ii казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. на тему поэму были созданы картины такими мастерами, как жерико, делакруа, верне и буланже. этот образ, по мнению и. с. кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение европы».[2]
«мазепа» — роман писателя ф.булгарина (1834);
«мазепа» — поэма автора г. штебина (1844);
«король степи» — автора а. мая (1849);
«мазепа» — автора т. лейса (1850);
«мазепа или дикие кони украины» — поэма неизвестного автора;
«мазепа или неприятели» — автора к. костина (1855);
образ гетмана мазепы в художественных произведениях — изображение мазепы в художественной , живописи, кинематографии, музыке и в театральных постановках деятелями культуры и искусства. судьба ивана мазепы интересовала многих знаменитых писателей, поэтов, художников и композиторов из разных стран: сша, канады, , германии, россии и т. д.
остановка спектаклей с образом мазепы на театральных сценах мира началась в америке[1], а затем продолжилась в странах европы (особенно в германии, франции и ) и лишь во второй половине хіх столетия достигла россии. во время этих постановок, с легкой руки г. пейна, л. кюмевьера и г. м. мильнера, гетман мазепа трансформировался в татарского князя, а потом стал ассоциироваться с обнаженным всадником, который мчится на коне дикой степью. для интриги зрителей, мазепу даже превращали в женщину. эта идея принадлежит американскому ипрессарио джону смиту, который предложил исполнение такой роли актрисе аде исаак менкен.
среди основных сценических жанров, которые представляли образ мазепы, были драмы, трагедии, пантомимы, оперы — буф, а также гиподрамы и конные шутки:
«великая идея» — театрализованное представление в карнеги-холле, постановка комитета лиги украинской молодежи северной америки, (нью-йорк, 1949);
«гетман иван мазепа: три картины из жизни великого гетмана» — театрализованное представление в карнеги холле, постановка комитета лиги украинской молодежи северной америки, (нью-йорк, 1959);
«распятый мазепа» — пьеса ивана огиенко (канада); «мазепа» поэма байрон: поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного мазепу, польского короля яна ii казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. на тему поэму были созданы картины такими мастерами, как жерико, делакруа, верне и буланже. этот образ, по мнению и. с. кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение европы».[2]
«мазепа» — роман писателя ф.булгарина (1834);
«мазепа» — поэма автора г. штебина (1844);
«король степи» — автора а. мая (1849);
«мазепа» — автора т. лейса (1850);
«мазепа или дикие кони украины» — поэма неизвестного автора;
«мазепа или неприятели» — автора к. костина (1855);
«битва под полтавой» — автора к. штарка (1855);
«мазепа» — драма писателя р.готтшала (1859);
«мазепа» — автора а. мютцельбурга (1860);
«мазепа» — автора а. зондермана (1860);