Рассказ Мальчик у Христа на ёлке.
1. Какие переживания вызвал у вас этот рассказ? Ожидали ли вы
такого финала?
2. Что писателю создать в рассказе петербургский коло
рит?
3. Что говорит вам о мальчике то, как он называет продавщиц и
покупателей в кондитерской?
4. Понимает ли мальчик, что с ним происходит, что его ждёт? По-
чему вы так считаете? В какой момент вам стало ясно, что маль-
чик обречён?
5. Что говорит о людях их отношение к мальчику? Как вы считаете,
они злы, жестоки? Почему никто не мальчику, кроме жен-
щины, давшей копеечку? Для чего Достоевский включает в рас-
сказ этот образ?
6. Перечитайте описания ёлок у Христа и в одном из петербургских
домов. Чем эти описания принципиально отличаются друг от дру-
га?
7. Происходит ли чудо в этом рассказе? Обоснуйте свою точку зре-
ния,
8. Как связаны между собой первая и вторая части произведения?
Что изменится в понимании рассказа, если не прочитать первую
часть?
Рассказ "Мальчик у Христа на ёлке" может вызвать различные переживания у разных людей. Он может вызвать сострадание к мальчику и его сложной судьбе. Многие, возможно, ожидали, что рассказ закончится хорошо, что мальчик найдет свою семью или какое-то решение его проблем.
2. Что писателю создать в рассказе петербургский колорит?
Для создания петербургского колорита писатель использует описания улиц, мест и обстановки в Петербурге. Он упоминает названия улиц и переулков, описывает народные места, такие как кондитерская, и передает атмосферу города.
3. Что говорит вам о мальчике то, как он называет продавщиц и покупателей в кондитерской?
Способ, которым мальчик называет продавщиц и покупателей, говорит о его социальной ситуации и образовании. Он называет их "барышни" и "верные товарищи", что может свидетельствовать о том, что мальчик вырос в бедной среде и не имеет должного образования.
4. Понимает ли мальчик, что с ним происходит, что его ждёт? Почему вы так считаете? В какой момент вам стало ясно, что мальчик обречён?
Можно предположить, что мальчик не полностью осознает сложность своей ситуации и что его ждет обреченность. Это можно почувствовать через его невинные высказывания и реакции. Например, мальчик не понимает, как известен его адрес продавщице, и не осознает, что продавщица может использовать это против него. Момент, когда становится ясно, что мальчик обречен, это, возможно, когда он оказывается в подвале и понимает, что не сможет вернуться домой.
5. Что говорит о людях их отношение к мальчику? Как вы считаете, они злы, жестоки? Почему никто не помогает мальчику, кроме женщины, давшей копеечку? Для чего Достоевский включает в рассказ этот образ?
Отношение людей к мальчику в рассказе может быть разным. Однако, в основном, оно выглядит безразличным и равнодушным. Некоторые люди могут быть злыми или жестокими, так как они не проявляют сострадания или помощи к мальчику. Достоевский, включая образ женщины, давшей копеечку, хочет подчеркнуть, что даже в безнадежной ситуации есть время от времени люди, которые готовы помочь и проявить сострадание.
6. Перечитайте описания ёлок у Христа и в одном из петербургских домов. Чем эти описания принципиально отличаются друг от друга?
Описания ёлок у Христа и в петербургских домах принципиально отличаются в своем символическом и эмоциональном содержании. Ёлка у Христа является символом надежды, спасения и духовности. Это связано с религиозными представлениями и чувством величия. В то же время описание петербургской ёлки олицетворяет материальные блага, роскошь и поверхностные, мирские ценности.
7. Происходит ли чудо в этом рассказе? Обоснуйте свою точку зрения.
Можно трактовать случай с освещенными поверхностями ёлок как некое чудо в рассказе. Это особое событие, которое мальчик воспринимает как божественный знак. Свет, который они испускают, может символизировать надежду и спасение, что можно посчитать чудом в художественном контексте.
8. Как связаны между собой первая и вторая части произведения? Что изменится в понимании рассказа, если не прочитать первую часть?
Первая и вторая части рассказа тесно связаны между собой. Первая часть рассказывает о мальчике, который сталкивается с трудностями жизни и ищет уют и безопасность на улицах Петербурга. Вторая часть рассказывает о его сближении с христианской церковью и их спасительной миссии. Если не прочитать первую часть, то потеряется вся предыстория и основа рассказа, а также понимание трудностей, с которыми сталкивается мальчик, и его значимость для будущих событий.