Раскройте смысл основных постулатов нравственной философии Иешуа.
1). «Все люди добрые», «Злых людей нет на свете». Этот основной постулат может быть соотнесен с евангельским утверждением «Бог есть любовь», а также с учением Фомы Аквинского, что «нет единого первичного зла. Человек вышел из рук Создателя добрым, но случайные обстоятельства… и свободная воля самого человека в том числе… могут исказить его доброе существо». Как вы понимаете парадоксальную фразу Иешуа о Крысобое:«С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств»? Почему он готов поговорить с Крысобоем?
2). «Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создается новый храм истины». Речь идет о новой вере – вера слепа. От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества. Что такое истина? Какой неожиданный ответ на этот во дает Иешуа Пилату? (Истина оказалась человеческим понятием).
3). «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
2. Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?». Что слышит в ответ? Сделайте анализ сцены до Иешуа Понтием Пилатом, используя предлагаемые во и задания. Как проявляется авторская позиция в этой сцене?
1). Сравните портретные характеристики Иешуа и Пилата как меняется выражение глаз у прокуратора.
2). В какой момент изменилось настроение Пилата? Почему он отказался от своего первоначального решения жизнь бродячего философа? Что мешает ему быть добрым?
3). Как показаны нравственные страдания Понтия Пилата, предавшего Иешуа? Почему возможность бессмертия рождает ужас в его душе? Как воспринял он слова Иешуа, которые тот передать прокуратору перед своей смертью?
4). Почему Пилат не может принять «истину» Иешуа и совершает предательство?
5). Какое приказание и как отдает Пилат начальнику тайной полиции? За что отомстил он Иуде?
6). Как судьба наказала Пилата? Кем помилован он и почему?
7). Когда бывший прокуратор Иудеи обретет истинный покой? (Анализ сна Ивана Понырева в эпилоге).
8). Почему можно сказать, что Левий Матвий действительно достойный ученик Иешуа? (гл. 26).
3. Какие общечеловеческие проблемы поднимаются автором в евангельских главах?
4. В повествовании о реальной Москве 30-х годов ХХ века автор проводит параллель между Иешуа и Мастером. Определите основные направления в сопоставлении героев.
5. Докажите, что Иешуа – образ трагический. Согласны ли вы с такой трактовкой: «Трагизм его выражается в том, что он гибнет невинной жертвой тех людей, которых он называет и считает добрыми»? Иешуа сам говорит о своей трагедии: «Эти добрые люди все перепутали», - трагедии непонятого мессии, учение которого могло бы все человечество.
1) "Все люди добрые", "Злых людей нет на свете". Изначально этот основной постулат может быть связан с утверждением из Евангелия, что "Бог есть любовь", и с учением Фомы Аквинского о том, что "нет единого первичного зла". Это значит, что каждый человек изначально является добрым, но из-за случайных обстоятельств и свободной воли люди могут исказить свою доброту. Иешуа описывает парадоксальную фразу о Крысобое, говоря, что после того, как добрые люди изуродовали его, он стал жестоким и черствым. Он готов поговорить с Крысобоем, потому что он видит в нем возможность спастись от своего злого состояния, найти доброту и вернуться к своей истинной природе.
2) "Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создается новый храм истины". Здесь речь идет о новой вере, которая слепа, то есть основана на вере без доказательств и объяснений. От веры к истине, от зла к добру - это и есть история человечества. Истина, по мнению Иешуа, является человеческим понятием. Это значит, что истина не является неким объективным и всеобъемлющим понятием, а зависит от каждого человека, его взглядов и опыта.
3) "В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Здесь Иешуа говорит о своеобразной идеале, когда человечество достигнет справедливости и истины, и не будет нуждаться во власти как форме насилия. Иешуа видит в будущем царство, где люди будут жить по принципам истины и справедливости, без господства одного над другим.
Вторая часть вашего вопроса, связанная с анализом сцены до Иешуа и Пилата, требует более подробного обсуждения. Давайте разберем каждый из заданных вопросов по очереди:
1) Сравнение характеристик Иешуа и Пилата позволяет нам увидеть, как изменяется выражение глаз у прокуратора. Изначально у Пилата можно увидеть осведомленный и невозмутимый взгляд, но с течением времени и пронесения случайностей глаза становятся заинтересованными и волнующимисся. Это символизирует трансформацию Пилата во время взаимодействия с Иешуа, его постепенное осознание его учения и его реакцию на это учение.
2) Настроение Пилата меняется в момент, когда он отказывается от своего первоначального решения об освобождении бродячего философа. Это происходит из-за внешнего давления со стороны Иудеев и его опасения о возможных последствиях. Он отказывается от своей сильной воли и тем самым не может быть полностью добрым, поскольку он подчиняется страху и внешним обстоятельствам.
3) Нравственные страдания Понтия Пилата, предавшего Иешуа, показаны тем, что он осознает, что его решение о смерти Иешуа было ошибочным и незаслуженным. Возможность бессмертия рождает ужас в его душе, потому что он осознает, что его поступки имеют последствия и что он может быть осужден за них. Он не осознает полностью слова Иешуа, переданные ему перед его смертью, поскольку он не может принять "истину" Иешуа и продолжает совершать предательство.
4) Пилат не может принять "истину" Иешуа и совершает предательство из-за своего страха и потребности в защите своей власти. Он предпочитает сохранить свое положение над тем, чтобы следовать истине и справедливости.
5) Пилат отдает приказание начальнику тайной полиции на поимку Иуды, который предал Иешуа. Он отомстил Иуде за его предательство и участвие в казни Иешуа.
6) Судьба наказала Пилата, и он был помилован Августом, которого он изначально осудил. Пилат был помилован, потому что Август узнал о его страданиях и понимал, что он уже израсходовал все свои ресурсы и больше не является угрозой.
7) Бывший прокуратор Иудеи обретет истинный покой, когда он осознает свои ошибки и принимает "истину" Иешуа.
8) Левий Матвий можно считать достойным учеником Иешуа, потому что он не только следует его учению, но и вносит свой вклад в его распространение и понимание среди других людей. Он показывает мудрость и доброту, и потому является достойным примером для других последователей Иешуа.
3. В евангельских главах автор поднимает такие общечеловеческие проблемы, как нравственность, справедливость, вера, природа человека и его внутренний конфликт между добром и злом, свободная воля и выбор дороги в жизни.
4. В повествовании о реальной Москве 30-х годов ХХ века автор проводит параллель между Иешуа и Мастером, оба героя сталкиваются с преследованиями со стороны власти и общества. Основные направления в сопоставлении героев - это их связь с религиозной философией, поиск истины и свободы, а также влияние их учений на окружающих.
5. Иешуа можно считать образом трагическим, поскольку он становится невинной жертвой людей, которых он считал добрыми и желавшими только добра. Трагизм его заключается в том, что его учение и миссия непонятны и отвергаются людьми. Он сам говорит о своей трагедии, утверждая, что "эти добрые люди все перепутали" - он ощущает грусть и разочарование от отрицательной реакции окружающих на его учение.
Надеюсь, что я смог вам помочь и ответить на ваш вопрос достаточно подробно и понятно. Если у вас есть ещё вопросы или требуется подробности по конкретным пунктам, пожалуйста, сообщите мне.