ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ СКАЗКИ Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где

остановился, карандашом.

В некотором царстве, за тридевять земель –в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар- птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

– Не бери золотого пера. Возьмешь – горе узнаешь!

И задумался добрый молодец – поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

! – говорит царь. – Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму

птицу. А не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

– О чем плачешь, хозяин?

– Царь приказал жар-птицу добыть.

– Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься...

Дочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

1. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Отметь

знаком .

А) Волшебный ;

Б) волшебные предметы волшебного цвета;

В) вера в силу слова (закличка, магическое заклинание);

Г) главный герой должен пройти испытания.

2. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над

каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

3. Подчеркни волнистой линией в первом абзаце устойчивые «сказочные» сочетания: слова и выражения, которые обычно встречаются в сказках.

4. Как ты считаешь, сколько испытаний ждет героя? Подчеркни ответ: 3 5 7 8

Задание 2

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

(А. Фет)

Выполни задания, ответь на вопросы.

1. В стихотворении автор ни разу не назвал дождь дождем. А какими словами назвал? Подчеркни строчки стихотворения прямой линией.

2. Выбери заголовок к стихотворению.

Летний дождь

Осенний дождик

Гроза

3. Подчеркни волнистой линией строчки или слова в стихотворении, подтверждающие твой ответ.

4. Стихотворение разделено на три строфы.

Соедини подзаголовок и строфу:

Первая строфа Вижу и слышу дождь

Вторая строфа Перед дождем

Третья строфа Вижу дождь

5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки в первой строфе. Выбери схему, подходящую для обозначения рифмовки.

А) ААББ; Б) АБАБ; В) АББА.

Задание 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕКСТА

Прочитай текст тихо, вполголоса.

Сидя на суку, два филина наблюдали за зайцем, который носился по осенней стерне,

словно за ним гналась свора борзых.

– Бедный зайчишка! – сказал один из филинов. – Ему даже недостаёт смелости укрыться в норе.

– Почему? – заинтересовался другой.

– Потому что боязно.

– Странно. Чего же ему бояться в собствен-

ном доме?

– Все зайцы таковы, – ответил первый филин. – Они живут в вечном страхе, а у страха

глаза велики. Особенно теперь, когда начался листопад, зайцы носятся как угорелые при виде разноцветного дождя опадающих листьев. Их пугает любая перемена в природе.

– Так, значит, зайцы – трусы!

– Конечно. Вот и этот зайчишка скачет без оглядки по голому полю, пока не угодит в капкан или не попадет на мушку меткому охотнику. Воистину говорят: кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

(Леонардо да Винчи)

Выполни задания. ответь на вопросы.

1. Отметь знаком нужный ответ.

Зайцы в данном произведении олицетворяют:

А) злобу и хитрость;

Б) зависть;

В) лень и беспечность;

Г) трусость.

2. Какие строки выражают главную мысль текста? Подчеркни одной чертой.

3. Как в произведениях этого жанра называют строки, выражающие главную мысль текста?

Напиши.

4. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ.

А) Народная сказка;

Б) рассказ;

В) басня;

Г) авторская сказка.

5. Волнистой линией подчеркни в тексте устойчивое выражение, связанное с чувством

страха.

marichkakyhar marichkakyhar    2   11.05.2021 12:23    1

Другие вопросы по теме Литература