ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ СКАЗКИ Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где
 остановился, карандашом.
 В некотором царстве, за тридевять земель –в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар- птицы: как огонь перо светится!
 Говорит ему богатырский конь:
 – Не бери золотого пера. Возьмешь – горе узнаешь!
 И задумался добрый молодец – поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
 ! – говорит царь. – Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму
 птицу. А не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч!
 Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
 – О чем плачешь, хозяин?
 – Царь приказал жар-птицу добыть.
 – Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься...
 Дочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
 1. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Отметь
 знаком .
 А) Волшебный ;
 Б) волшебные предметы волшебного цвета;
 В) вера в силу слова (закличка, магическое заклинание);
 Г) главный герой должен пройти испытания.
 2. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
 каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
 3. Подчеркни волнистой линией в первом абзаце устойчивые «сказочные» сочетания: слова и выражения, которые обычно встречаются в сказках.
 4. Как ты считаешь, сколько испытаний ждет героя? Подчеркни ответ: 3 5 7 8
 Задание 2
 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
 Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
 Еще светло перед окном,
 В разрывы облак солнце блещет,
 И воробей своим крылом,
 В песке купаяся, трепещет.
 А уж от неба до земли,
 Качаясь, движется завеса,
 И будто в золотой пыли
 Стоит за ней опушка леса.
 Две капли брызнули в стекло,
 От лип душистым медом тянет,
 И что-то к саду подошло,
 По свежим листьям барабанит.
 (А. Фет)
 Выполни задания, ответь на вопросы.
 1. В стихотворении автор ни разу не назвал дождь дождем. А какими словами назвал? Подчеркни строчки стихотворения прямой линией.
 2. Выбери заголовок к стихотворению.
 Летний дождь
 Осенний дождик
 Гроза
 3. Подчеркни волнистой линией строчки или слова в стихотворении, подтверждающие твой ответ.
 4. Стихотворение разделено на три строфы.
 Соедини подзаголовок и строфу:
 Первая строфа Вижу и слышу дождь
 Вторая строфа Перед дождем
 Третья строфа Вижу дождь
 5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки в первой строфе. Выбери схему, подходящую для обозначения рифмовки.
 А) ААББ; Б) АБАБ; В) АББА.
 Задание 3
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕКСТА
 Прочитай текст тихо, вполголоса.
 Сидя на суку, два филина наблюдали за зайцем, который носился по осенней стерне,
 словно за ним гналась свора борзых.
 – Бедный зайчишка! – сказал один из филинов. – Ему даже недостаёт смелости укрыться в норе.
 – Почему? – заинтересовался другой.
 – Потому что боязно.
 – Странно. Чего же ему бояться в собствен-
 ном доме?
 – Все зайцы таковы, – ответил первый филин. – Они живут в вечном страхе, а у страха
 глаза велики. Особенно теперь, когда начался листопад, зайцы носятся как угорелые при виде разноцветного дождя опадающих листьев. Их пугает любая перемена в природе.
 – Так, значит, зайцы – трусы!
 – Конечно. Вот и этот зайчишка скачет без оглядки по голому полю, пока не угодит в капкан или не попадет на мушку меткому охотнику. Воистину говорят: кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
 (Леонардо да Винчи)
 Выполни задания. ответь на вопросы.
 1. Отметь знаком нужный ответ.
 Зайцы в данном произведении олицетворяют:
 А) злобу и хитрость;
 Б) зависть;
 В) лень и беспечность;
 Г) трусость.
 2. Какие строки выражают главную мысль текста? Подчеркни одной чертой.
 3. Как в произведениях этого жанра называют строки, выражающие главную мысль текста?
 Напиши.
 4. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ.
 А) Народная сказка;
 Б) рассказ;
 В) басня;
 Г) авторская сказка.
 5. Волнистой линией подчеркни в тексте устойчивое выражение, связанное с чувством
 страха.